Нетипичный взгляд на 90-е: Иван Снежкин — о том, каким получился фильм «Печень»

5 апр, 18:04
Виктория Хандус
В Петербурге состоялась премьера фильма «Печень, или История одного стартапа» — дебютный полный метр Ивана Снежкина, который обещает разрушить стереотипы о лихих 90-х с бандитами в малиновых пиджаках, показав это время с другой стороны.
Кадр из фильма "Печень, или История одного стартапа"/ Фото: kino-teatr.ru

90-е у молодых режиссёров в тренде

В Петербурге состоялась премьера дебютной полнометражной картины режиссёра Ивана Снежкина «Печень, или история одного стартапа». Кажется, что это очередное кино о нестабильной эпохе, эксплуатирующее любимое многими прошлое. Однако автор картины попытался иронизировать и романтизировать ушедшее время, разговаривая со зрителями стереотипами.

Вообще, 90-е у молодых кинематографистов в тренде. И это, говорит кинокритик Давид Шнейдеров, неудивительно, ведь снимать кино о времени, в которым ты сам никогда не был, очень удобно:

— Потому что внутренне ты абсолютно свободен. Ты можешь рассказывать об этом промежутке истории какие угодно байки, ссылаясь на рассказы друзей.

Фильмов об ушедшей эпохе действительно существует много, причём большинство из них придерживаются устоявшихся шаблонов — это обязательно время бандитов в малиновых пиджаках, взрывов, перестрелок и махинаций, собственно, поэтому режиссёры прибегают к производству картин в жанре боевика. А вот создавать истории о том, как люди наконец-то освободились от коммунизма, обрели возможность читать книги, смотреть кино, слушать музыку, путешествовать, в России не принято. Шнейдеров объясняет это просто — режиссёры не могут подать подобный сюжет таким образом, чтобы он был интересен зрителю.

Кстати, Маковецкого проект действительно заинтересовал. Снежкин вспоминает первую встречу с актёром — два часа он что-то беспрестанно говорил, восхищался своим героем и сценарием, а сам режиссёр молчал.

— Я думал — что я ему скажу, ведь он всё сам увидел, понял. И нам как-то удалось Сергея Васильевича убедить в том, что это та роль, которая может быть ему интересна. И я надеюсь, что он не расстроится.

Иронии и сарказма в картине действительно хватает. Параллельно с основными событиями на улицах Петербурга происходит настоящий хаос: тащащие за ноги очередную жертву бандиты, летающие повсюду пули, внезапные взрывы, а ещё местный участковый, который то и дело спрашивает у зевак, видели ли они что-то необычное. Иван Снежкин отметил, что именно такими 90-е и предстают в сознании поколения миллениалов. Того, что фильм будет не понятен массовому зрителю, режиссёр не боится. И даже если так и будет, он готов ответить на вопросы каждого, кому события в картине покажутся непонятными.

— Пусть массовый зритель придёт, посмотрит, и мы всё обсудим. Я готов каждый хейт комментировать. Мне кажется, мы сделали довольно зрительский фильм, поэтому всё должно быть понятно: про что история, какое есть второе дно, третье, четвёртое, смысл и подсмыслы.