Криминальный шлейф: чем могут грозить поездки в такси петербуржцам
Великий и ужасный бог — навигатор уже давно управляет, а точнее «рулит» городскими таксистами. Вопрос «Дорогу покажешь?» сменился на утверждение «Так навигатор показывает», конфликты между пассажирами и водителями стали привычным делом, а таксисты частыми антигероями городских новостей.
За окнами проносится ночной город, пассажирка на заднем сиденье спит — самое время посмотреть фильм для взрослых. Нравственно свободный Гуломжон прокатил Марию Дьякову, если не с ветерком, то точно с огоньком. Девушка невольно стала свидетельницей интимной сцены.
— Мы немного не доехали и он резко останавливается, берёт в руки телефон и начинает там свои дела делать, — вспоминает пострадавшая.
Это видео облетело всю страну. Пострадавшая Мария написала заявление в следственный комитет, Гуломжону отрезали доступ к заказам и с позором изгнали из службы. О том, что в культурную столицу пора возвращать традиции ленинградского интеллигентного такси заговорили сами горожане.
Десятки тысяч людей в Петербурге ежедневно пользуются услугами такси. Оно стало неотъемлемой частью жизни мегаполиса. Но кому мы доверяем свою жизнь, когда вызываем авто? Прописать кодекс чести водителя такси решили в Петербурге после ряда вопиющих случаев.
Комитет по транспорту засыпали жалобами. Чиновники решили провести опрос населения и узнать, с какими проблемами чаще всего сталкиваются пассажиры такси.
— Нас интересовало, с какими основными проблема сталкиваются петербуржцы, когда пользуются услугами такси, что для горожан наиболее важно при совершении поездки, может ли помочь в улучшении качества взаимодействия пассажиров и таксистов, введение этического кодекса и готовы ли сами петербуржцы-пассажиры соблюдать его правила, — рассказала замдиректора ГКУ «Центр информационного сопровождения» Евгения Петрачкова.
Оказалось, что 18% не нравится то, что водители разговаривают по телефону за рулем, 16% пассажиров пожаловались на несвоевременную подачу автомобиля, 10% указали на неопрятный салон, а 6% горожан столкнулись с грубым общением водителя.
Вся проблема в том, что стать водителем такси сейчас может любой желающий. Регистрация у агрегатора формальная — без серьёзных проверок и фильтров. Контроль качества практически отсутствует. Заблокировали в одном сервисе — ничего страшного, всегда есть возможность перейти в другой. Для таких таксистов этический кодекс — пустой звук.
— Те водители такси, которые являются профессиональными, а не пришли подработать, они и так его соблюдают. Начиная от самых простых вещей — не навязываться на разговор, заканчивая тем, что готовы помочь женщине выйти из машины, — поделился председатель совета «Независимый профсоюз водителей такси» Дмитрий Жидков.
Евгений Колесников в такси более 20 лет, а на последнем месте трудится семь. Работодателя выбирал осознанно. Пришёл в проверенный сервис с собственным автопарком и штатом водителей. Евгений говорит, что негласный кодекс чести был всегда, просто таксисты нового поколения не знают его или не хотят знать.
— Машины новые, чистые, моем перед каждым рейсом, соблюдаем дресс-код, должен быть опрятный вид. Машина проходит обязательный визуальный осмотр, масло проверяется, все жидкости, а так постоянно проходит ТО, — поделился водитель такси Евгений.
В сервисе, где работает Евгений, следят и за автопарком, и за сотрудниками. Водитель перед сменой проходит обязательный медицинский осмотр. Заботятся не только о безопасности, но и о комфорте клиента. Есть даже услуга «молчаливый водитель» — для пассажиров, не готовых к разговорам по душам. Ценник в таких такси, конечно, выше, чем у агрегаторов, но там, где нет погони за количеством заказов, нет и скандалов.
— Благодаря агрегаторам, которые работают параллельно с нами, у нас происходит возврат водителей и возврат клиентов, потому что люди устают от некачественного обслуживания. Они возвращаются в свои компании, которые возят их давно, — сообщил начальник автопарка Пётр Созинов.
Справедливости ради стоит отметить, что не все приложения для заказа такси работают бесконтрольно. Некоторые агрегаторы вводят свои стандарты качества и программы обучения водителей.
— Водитель должен пройти обязательное обучение: подробный практический курс, в который мы внесли все возможные вопросы. Чек-лист предрейсового осмотра, меры предосторожности на дороге, обзор технологий для безопасных поездок и конечно же инструкции по безопасности. Стаж водителя должен быть не менее, чем три года, — рассказала представить пресс-службы приложения для заказа такси Елизавета Хмелёва.
Развитием службы такси в Петербурге похоже озадачились всерьёз. К разработке стандартов подключились общественники. Опираться будут на ленинградский опыт и на свои впечатления, ведь общегородской этический кодекс водителей такси в России вводится впервые.
— Есть общепризнанные стандарты: машина должна подходить во время, водитель должен помогать пассажиру при погрузке, открыть дверь, помочь женщине сесть, ребёнка усадить на детское кресло. Но нам бы хотелось в эти стандарты заложить некие основы поведения не только водителя такси, но и пассажира, — отметила председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Интересно, что соблюдать этический кодекс во время поездки готовы и сами пассажиры. 96% опрошенных пообещали не нарушать правила и быть взаимовежливыми.