Закрыто на реставрацию: какой будет Башня Олафа в Выборге после ремонта
Донжон был заложен 19 июля — в день рождения святого Олафа, вот почему башня так и будет называться. И впоследствии это место станет главной туристической меккой для путешественников со всего мира.
— Ну представьте, все видно в радиусе тридцати километров, ведь в хорошую погоду побывать здесь — мечта многих, — отмечает член Гильдии экскурсоводов Лидия Воронина.
Но попасть на главную обзорную площадку в Выборге — сейчас — уже не получится. Башня построенного ещё шведами во время третьего крестового похода башня закрыта на реставрацию. Снова. С последней, когда её реставрировали с фасада, прошло всего два года.
— Я поднимаюсь по лестнице XIX столетия, которая была устроена при последнем восстановлении замка, в 1891—1894 годах. И, как мы шутим с нашими посетителями, — лестница совсем новая. Ей всего 130 лет, — рассказал ио директора Выборгского объединённого музея-заповедника Валентин Белоусов.
Валентин Белоусов ради нашей съёмочной группы вспомнил, как сам несколько лет назад водил туристические группы по башне. Рассказал, что изменится, когда перед посетителями вновь откроются дубовые двери средневековой крепости — в частности, лестницу сделают более современной, с широким маршем. Сейчас лестничный марш в башне Олафа в ширину около метра, поэтому движение по ней реверсивное. То есть пока одна туристическая группа поднимается на обзорную площадку, другая спуститься не может. Вход на неё — по чёткому временному регламенту.
Также в проекте реставрации предусмотрена установка панорамного лифта для маломобильных групп. По задумке заказчика (а финансирование работ взял на себя Минкультуры) люди с ограниченными возможностями во время подъёма будут не просто рассматривать кирпичную кладку стен: на них появятся мультимедийные проекции, рассказывающие об истории башни и замка.
Звучит отлично, но не пострадает ли сам памятник архитектуры от такого вмешательства?
— Должны быть грани разумного. Я не вижу в этом необходимости, встраивать в историческую конструкцию вещи современные. Они убьют напрочь, убьют, как это с парком «Монрепо» произошло, убьют душу — скажу так, — считает писатель-краевед Дмитрий Семёнов.
Да и выдержат ли древние своды лифтовую шахту, грузоподъемность которой — 1 тыс. килограммов, как заявлено в техзадании?
Рассуждая о современном проекте, историки вспоминают другой — сделанный архитектором Аренбергом в XIX веке. О нём упомянула бывший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника Зинаида Новосёлова. Финский деятель хотел восстановить замок и разместить в нём библиотеки, музей и архив. Хотел сделать из комплекса историко-краеведческий музей. А когда представил на рассмотрение — российские военные власти не дали ему это сделать, добавил Дмитрий Семёнов.
Впрочем, туристы в нюансы реставрации, равно как и в цифры (на проект, согласно сайту госзакупок, выделено более 142 млн рублей) не углубляются.
— Это удобно будет. Расширит возможность посетить для многих категорий. У меня дочь колясочница, а как посетить такие места? Только если будет лифт для маломобильных, — считают туристки Ирина Новик и Евгения Стрижаченко.
Между тем проект уже прошел госэкспертизу. Получается, и установка лифта, и работы на лестнице не должны испортить кладку или другие исторические элементы башни. Но это только на бумагах. Что будет на деле — увидим на экскурсиях, но нескоро: лучший панорамный вид на Выборг с единственного в России средневекового донжона закрыт как минимум до 2022 года.