Безруков — о театре в эпоху пандемии, съёмках продолжения «Оптимистов» и новых ролях

11 мар, 13:03
Мария Иванова
В Петербурге состоялась 11-я церемония вручения актёрской премии «Фигаро», почётным президентом которой в этом году стал Сергей Безруков. В интервью 78.ru он рассказал, почему пандемия не уничтожила театр и когда ждать его режиссёрский дебют.
Фото: 78.ru

Ежегодно 8 марта в театре «Русская антреприза» собираются именитые артисты Петербурга и Москвы для вручения российской национальной премии «Фигаро». В этом году она подарила множество неожиданных сюрпризов. К примеру, почётным президентом премии стал Сергей Безруков — актёр занял место Валентина Гафта, который в конце 2020-го скончался после продолжительной болезни.

Главное — не предать театр

 Сергей, расскажите, в чём ценность этой премии для вас?

 Основной принцип выбора здесь — это актёрские работы, которые выбирают они сами. Понятно, что выбирают мэтры, то есть, актёрский цех, состоящий из людей с большим опытом и мастерством. Это комиссия, которая состоит из профессионалов — это не режиссёры, например, или театроведы, здесь выбирают актёры лучшего из актёров. Ознакомившись с кандидатами и подумав, кто достоин этой статуэтки, я для себя выбрал один принцип — давно пора было наградить. Потому что те, кто представлен, это все люди достойные, у каждого из них уже такое количество наград, признания, что, собственно говоря, здесь это называется — действительно давно было пора вручить эту замечательную статуэтку.

Фото: пресс-служба Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

— Мы все наблюдали за тем, как вы переживали пандемию — и, кажется, скучать не приходилось. А чем стала пандемия для вас, как для художественного руководителя Московского Губернского театра?

— Я понял, что зрителям без театра очень плохо, — это правда. Многие думают, что от театра, как от сферы услуг, можно отказаться. Нет, это не правда, от нас нельзя отказаться, невозможно отказаться тем, кто отдал свою жизнь театру. Это небольшой коллектив — около половины миллиона людей, которые живут театром. Это не только актёрский состав — здесь все люди, которые создают этот замечательный, волшебный мир театра. Конечно, всем было сложно, у всех семьи, ипотеки. Основная задача была — поддержать коллектив и каким-то образом ему помогать.

— В Москве постепенно стали ослаблять ограничительные меры, что коснулось и театров. Коллективу вашего театра это облегчило жизнь?

— Я для себя понял, что и зрителю без театра очень тяжело, ведь с каким азартом люди ринулись покупать билеты. 25% заполняемости нам сначала определили. У нас не настолько дорогие билеты, чтобы можно было попенять на нас за это, у нас умеренные цены. И люди пришли — все эти 25%. Это огромное желание — пойти, не опасаясь подхватить этот вирус. Люди пришли в театр, потому что очень хотели. Страха как такового для зрителя не существует. Разреши 100, 150, 1000% — увидим полный зал. Говорить о том, что люди боятся? Нет, по началу страх у всех нас присутствует, потому что люди не понимают, что происходит. Можно говорить об этом с юмором, но происходит что-то серьёзное — это факт. Потому что видишь, как это рядом затрагивает людей. Но то, что зрителя это не отпугнуло… Может быть, мне кажется, за время пандемии как раз и охарактеризуется тот самый настоящий зритель, который действительно всегда любил, любит театр и без него не может. Так вот, он есть, он не отчаялся, не предал театр, как и мы не предали нашу профессию.

Фото: пресс-служба Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова

— Да, в такой ситуации соблазн предать свою профессию всё-таки есть…

— Да, кто-то мог отчаяться, пойти элементарно заниматься другой работой. Ведь сейчас есть другие профессии, которые более востребованы. Хотя, сравнивая по востребованности, могу сказать, что театр, конечно, сейчас востребован. Говоря о причине, почему я считаю театр незаменимой и важной составляющей, — это не досуговый вид отдыха, а именно культурный. Классику вы никогда не увидите в кинотеатре, может быть, за редким исключением — это должен быть просто потрясающий актёрский состав, супервеликий режиссёр, и то не факт, что вы соберёте кассу, которая в данном случае является показателем того, что картина популярна. А где вы её ещё можете увидеть? Либо вам её будут преподавать в школе, там тоже вопрос, насколько это будет хорошо подано. Именно в театре можно увидеть классику: режиссёров очень много, у каждого свой почерк, трактовки, жанры, художественные решения — тоже различные. Это жутко интересно, уж тем более для молодого поколения. Возможность открыть для себя ту классику, которую можно прочесть, и которая могла не заинтересовать, но в наглядном варианте завлечь настолько, что невозможно забыть. Всё-таки классика — это фундамент нашей культуры. А потом… это живое общение, живое искусство, а кино — это монтаж, развлечение. В то время, как театр даёт возможность подумать.

Другое по теме