Дальше от центра и SPA в помощь: смогут ли отели Петербурга затмить комфорт турецких?

Зарекомендовавшие себя отели Северной столицы, которых в городе не больше трети, смогли устоять в пандемию, хоть и тоже не обошлись без потерь. В среднем по рынку уровень загрузки гостиниц, по оценкам аналитиков, в прошлом году составил 35%. Это «антирекорд» за последние 10 лет.
Отельеров спас внутренний туризм, пик которого пришёлся на август прошлого года. Спросом стали пользоваться объекты, локации которых раньше считались не самыми лучшими: на окраинах и подальше от массовых скоплений людей. Также востребованными оказались гостиницы со SPA-комплексами, услугами которых охотно пользовались и горожане.
Теперь отельеры с нетерпением ждут новый высокий сезон. Они рассчитывают на то, что поездки внутри страны будут популярны у россиян из-за пандемии ещё два-три года. За это время владельцы заведений хотят доказать свою способность конкурировать с турецкими коллегами по уровню комфорта. Другого выхода просто нет.
Вместе с тем, в 2021 году рынок гостиниц Петербурга может ждать передел. Покупкой объектов в городе интересуются, прежде всего, иностранцы, но скупать недвижимость они готовы по бросовым ценам.
«Вытянули на зубах»
Как рассказал на круглом столе вице-президент Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор управляющей компании «Кронвелл Менеджмент» Алексей Мусакин, если в прошлом году туркомпании потеряли 90% выручки, то гостиницы не досчитались примерно 80% клиентов. Большие отели выживали на нескольких процентах нагрузки. По малым объектам ситуация сложилась чуть лучше, а на руку пандемия сыграла загородным заведениям, которые весной «рванули вверх с большей ценой и большой выручкой».
— Так, отели в Курортном районе или в Петергофском направлении точно заработали по прибыли больше, чем в 2019 году. Главными клиентами здесь стали петербуржцы, которые вырвались за пределы города. Если не говорить о «загородке», то все все остальные «вытянули на зубах». Однако если ситуация не исправится, а это вряд ли произойдёт, то мы увидим падение перед новым сезоном, — спрогнозировал Алексей Мусакин.
Генеральный директор отеля «Введенский» Андрей Ткачёв подчеркивает: в Петербурге из всех отелей качественными можно назвать лишь 20-30%. Им удалось восстановиться, хотя и здесь финансовые потери, естественно, были.
По данным аналитиков Colliers, по итогам прошлого года уровень загрузки гостиниц в городе составил 35%. Это минимальное значение за последние 10 лет.

— В 2020 году работа отельеров была направлена на сокращение операционных расходов. Некоторые гостиницы приняли решение временно законсервировать номерной фонд. Ряд объектов был полностью закрыт на период режима самоизоляции. Это, например, Four Seasons Hotel Lion Palace, Sokos Hotel Palace Bridge, Lotte Петербург, Sokos Hotel Olympia Garden. Период закрытия гостиниц варьировался от полутора до трёх месяцев, — отметили эксперты.
Секреты выживания
Как рассказали в Colliers, для поддержания операционной деятельности некоторые отели предлагали «услуги по самоизоляции» с возможностью длительного проживания или дневную аренду номера для комфортной работы в удалённом режиме.
— В 2020 году появился спрос на новый вид отдыха — bleisure (business+leisure), представляющий собой удалённую работу «без отрыва от отдыха». В рамках такого формата особой популярностью пользовались загородные отели, — пояснили там.
По словам Андрея Ткачёва, их заведению выжить позволила локация.
— Нам повезло. Мы расположены на Петроградской стороне, не в самом туристическом центре. Раньше это было минусом, а теперь в пандемию сыграло на руку, так как вокруг нас нет толп, — констатировал он, добавив, что в их отеле номера в офисы не превращали.

По мнению Андрея Ткачёва, летом прошлого года на первый план вышла репутация конкретного заведения. Люди стали всё больше доверять поисковикам типа Booking, и один негативный отзыв мог поставить на всём крест.
Отдалённой от всех локацией и закрытой территорией объясняет своё выживание и генеральный директор компании «Отель Менеджмент» (отели Hilton Expo Forum и Hampton by Hilton) Елена Рейзентул. Так, сам «Экспофорум» длительное время не работал, посетителей он не принимал, «потому было тихо и спокойно, что особенно привлекало клиентов».
— SPA-зона нас просто спасала. Основной поток наших клиентов — это частные индивидуальные гости, которые приезжают к нам именно отдохнуть. Хотя мы относимся к городским отелям, у нас есть специфика в локации. Ещё мы не загородный отель, потому не стоили столько, сколько отели в Курортном районе. За счёт этого получили прибавку по гостям, — объяснила Елена Рейзентул, отметив, что SPA-зона привлекала на отдых и самих петербуржцев.
Опасный демпинг
В условиях пандемии большинство отелей снизили цены для клиентов. По данным аналитиков Colliers, средняя стоимость номера упала за год на 29% и составила 4603 рублей/номер/сутки (не включая завтрак и НДС).
По оценкам Алексея Мусакина, падение цены за номер составило порядка 25%.

— Но это плохая история для всех. Так как есть примеры, даже по пятизвёздочным отелям, когда хоть цены и снизились, но отельеры резко снизили качество обслуживания. Знаю некоторых, которые упрямо держат цены 2019 года при нулевой загрузке, — поделился он.
Инвестор отеля Hotel Indigo St.Petersburg —Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили также считает, что демпинг плохо отразится на рынке. По её мнению, эта история опасна тем, что отельер получает в итоге не своего клиента, а того, кто польстился на более низкую цену. Постоянных «покупателей» это в итоге отпугивает навсегда.
— Аудитория меняется не потому, что кто-то лучше или хуже. Просто у каждой аудитории свои запросы и потребности. Постоянные клиенты привыкли к определённому уровню сервиса, но его теперь не получить, так как если цены сброшены, то на чём-то надо экономить. По качеству мы, петербургские отели, были лучшие по стране. А по отношению к европейским странам тоже располагались на хороших позициях. Сейчас рискуем оказаться в ситуации, когда качество сервиса сильно упадёт, — не исключает Виктория Шамликашвили.
Турецкий отель в Петербурге
Елена Рейзентул согласна с тем, что клиент уже поменялся.
— Работать сейчас сложно, это не те гости, к которым мы привыкли. Летом к нам приехали много жителей регионов. Они ориентировались на имя, но воспринимали всё с точки зрения менталитета заграничных поездок «всё включено». Понравилась ли нам участь быть «турецким отелем в Петербурге», это другой вопрос. Но теперь это наша данность. В ближайшие два-три года мы будем работать именно в таком режиме. Мы ведём много консультаций и находимся в поиске маркетинговых решений, чтобы понять, как привлекать такого гостя. Мы осознаём, что с нуля теперь вынуждены работать в совсем другом режиме, чем привыкли, — поясняет отельер.

Участники рынка согласны: на такой формат надо сделать ставку на ближайшие годы и научиться наконец-то составлять конкуренцию турецким отелям на будущее.
Заместитель директора департамента консалтинга Colliers Евгения Тучкова, называет такие цели амбициозными.
— Конечно, будет прекрасно, если петербургским гостиницам удастся стать альтернативой турецким отелям. В целом, турецкая туриндустрия на несколько шагов опережает российский рынок. В то же время, надо отметить, что курортные отели Петербурга, расположенные на севере и на юге, в значительной степени поддержали гости, которые приезжали на spa-процедуры. Такие заезды в курортные гостиницы со spa-комплексами стали альтернативой выездам за границу и для петербуржцев, в том числе, — констатирует аналитик.
Хороший период для людей с деньгами
Как рассказал генеральный менеджер отеля Courtyard St.Petersburg Center Яков Адамов, в городе в 2021 году закрылся Courtyard by Marriott на Васильевском острове. По его словам, это произошло из-за перехода прав собственности.
— То, что on-line там номера больше не продаются, это видно, — признал Яков Адамов, однако сумму сделки разглашать не стал.
По его словам, «есть слухи, что ещё несколько отелей могут поменять собственника, очевидно, что сейчас хороший период для тех, у кого есть наличные».

По оценкам Евгении Тучковой, себестоимость Courtyard by Marriott на Васильевском острове могла составить 1,5 млрд рублей.
Алексей Мусакин также констатирует: если раньше на продажу выставлялось в среднем по два больших и три-четыре средних отеля, то теперь участники рынка хотят избавиться от не менее 15 больших заведений от 75 до 100 номеров, и два десятка малых объектов.
— При этом появилась группа людей, которые создают чуть ли не «фонды» и ожидают ещё дальнейшего падения цены и покупки за половину стоимости, когда отели уже совсем будут лежать. Через год рынок начнёт возрождаться, и тогда окупаемость отелей составит не 10-12 лет как раньше, а всего шесть-семь. Это уже похоже на выгодный бизнес. Поэтому будет происходить захват и передел рынка. Сейчас гостиницы выставляют с 35% дисконтом от обычной цены, реально готовы отдать за 50%, если живыми деньгами, — делится Алексей Мусакин.
Второе «китайское» пришествие?
Совладелица управляющей компании HotelKit и облачной системы управления отелями Hotelinstinct, а также руководитель «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по СЗФО Алёна Енова также признаёт: «Авито» переполнен объявлениями о продаже небольших отелей.

— Отличие этого года в том, что их почти перестали покупать. Если отели и покупают, то с супердисконтом, я это называю «продать по цене кроватей». На петербургском рынке появилось много иностранных инвесторов, которые прицениваются к отелям на 80 — 100 номеров, сейчас есть несколько закрытых сделок, — подчёркивает Енова.
Так, для маленьких хостелов инвесторы интересуются приобретением готового бизнеса на арендованных площадях; в отелях среднего сегмента, от 70 номеров — о покупке здания с действующим отелем.
— Повторяется ситуация, которую мы видели на рынке во время предыдущих кризисов. Большие игроки, у которых есть деньги, готовы скупать маленьких, но очень дешёво, — констатирует эксперт.
Виктория Шамликашвили отмечает, что всё чаще на рынке среди покупателей теперь встречаются непрофессиональные отельеры.
— Это люди, которые просто имеют деньги, и которым по большому счёту не очень важно, что и как делать. Мы уже имели ситуацию, когда китайский турист «попёр» в город. Тогда многие качественные объекты были переделаны под гостей из Поднебесной. И в итоге эти отели для города, по сути, потеряны. Теперь всё опять может повториться, — делится мрачными прогнозами она.

Евгения Тучкова согласна с тем, что в Северной столице продаётся много отелей.
— Дело в том, что не все собственники готовы пережить кассовый разрыв. Когда отель уходит в минус на несколько месяцев, всё равно остаются расходы, которые нужно нести собственнику — налоги, проценты по кредитам. У многих не хватило подушки безопасности. Про интерес иностранных инвесторов мы не слышали, однако многие холдинги и крупные компании, которые раньше рассматривали гостиничную отрасль, готовы сейчас сделать первый шаг, — признаёт она.
Сколько конкретно гостиниц закрылось в Петербурге с начала года, станет известно в апреле. В конце первого квартала аналитики обычно проводят соответствующие обследования.