Разрушая стандарты красоты: Покрас Лампас о выставке в Русском музее и новых проектах
Покрас Лампас привлёк внимание искусствоведов со всего мира, прежде всего, необычной стилистикой своих работ. Его стрит-артовые полотна выполнены в экспериментальной авторской манере, которую сам Лампас называет «каллиграфутуризм» — то есть смесью древней каллиграфии и футуристического стиля. К своим 29 годам он стал одним из самых высокооплачиваемых художников в современной России, а его работы украшают крупнейшие мировые площадки. Так, самая большая каллиграфия в мире в исполнении Покраса расположилась на крыше бывшего столичного завода «Красный октябрь», её размер составляет более 1600 кв. м. Его же кистями расписан туннель «Атриума», стена отеля Wynwood в Петербурге, крыша Дворца итальянской цивилизации в Риме и многие другие пространства.
Уличное искусство среди классики
К 2021 году творения Покраса Лампаса, настоящее имя которого — Арсений Пыженков оказались в крупнейшем хранилище мирового искусства — Русском музее на выставке художников-миллениалов «Поколение тридцатилетних», открывшейся в Мраморном дворце 4 марта.
— Это определённо большая честь, ведь когда художник создает работу, его основная цель — зафиксировать те или иные высказывания во времени, и мы редко думаем о том, что твоё высказывание попадёт в музей, но когда такое происходит, это очень важное событие для художника. На самом деле, многие из моих работ, которые делались в последние годы, не были представлены в России, поэтому часть техник со всякими фактурами и растворами показаны здесь в первый раз. На этой выставке я решил воссоздать эффект стены с улицы в моём художественном переосмыслении: где-то стена очень грубая, где-то она имеет различные надписи, которые там выскоблены и являются частью живой фактуры. Для выставки я выбрал золотую каллиграфию, т. к. она очень правильно работает с пространством, при этом соединяя современную каллиграфию и традиции каллиграфии прошлого, в которой часто фигурировали золотые надписи. Говоря о тексте работы, здесь написаны фразы: «Разрушай стандарты красоты», таким образом, мы меняем представление о том, что есть каллиграфия, которую раньше называли «искусством красивого письма». На мой взгляд, современный художник может изменить восприятие термина, и через изменение смыслов мы можем повлиять на культуру изнутри и далее — в мировом контексте, — рассказывает Покрас Лампас.
— Зимой у вас был студийный сезон, что вы успели сделать новое для себя или для своей аудитории?
— На самом деле, из-за большой загрузки в различных проектах и съёмках у меня почти не было времени поработать над холстами, поэтому этот зимний сезон был скорее о том, как художник может взаимодействовать с технологиями и масштабированием своих работ. Сейчас я активно работаю с нейросетями, делаю генеративные изображения, смотрю, как различные референсные стили могут повлиять на холсты, которые я написал, как я могу изменить всю работу специальным изображением, я учусь с помощью цифровых решений замечать то, чего я не видел в своих работах раньше. Художник должен всегда смотреть немного вперёд — не в настоящее, а в то, что будет, в то, что определит будущее, поэтому часто я делаю вещи, на которые я ставлю срок релиза не в 2021 году, а в 2025, например. Я начинаю экспериментировать далеко и заранее.