Вдова Балабанова — о создании сказочных костюмов к фильму «Конёк-Горбунок»

19 фев, 19:02
Виктория Хандус
Надежда Васильева шила костюмы для фильмов своего мужа Алексея Балабанова и работала с другими именитыми режиссёрами. Создавать одежды для героев сказок ей не приходилось, так что, работа в «Коньке-Горбунке» стала для неё новым интересным опытом.
Фото: 78.ru

На «Ленфильме» открылась выставка уникальных костюмов, сшитых специально для фильма-сказки «Конёк-Горбунок». Все эти кафтаны, сарафаны и царские платья придумала Надежда Васильева — художник по костюмам всех фильмов Алексея Балабанова. Она также одевала героев сериалов «Идиот» и «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко и нашумевшей картины Алексея Учителя «Матильда». Васильева призналась, что за время своей творческой карьеры ей приходилось работать в основном с «мрачняком», вот она и решила попробовать что-нибудь новенькое и взяться за создание одежды для сказочных персонажей.

Первая трудность: найти ткани

— Насколько я знаю, вам раньше не доводилось создавать костюмы для сказок. С какими сложностями вам пришлось столкнуться?

— И побороть их! Трудность первая: в нашей стране нет кинопроизводства для больших фильмов. У нас нет производства тканей не только для повседневной одежды, но и для кинопроизводства. Раньше это было — вот, пожалуйста, в общей доступности, ситец, лён — сколько хочешь! Теперь их нет, не выращивают. Поэтому все ткани мы собирали по всему миру.

Фото: instagram.com/lenfilmstudios

— И в каких странах нашли?

— Поехали в Индию — много там тканей закупили. Ткани купили в Италии, в церковных магазинах… Это большая работа — искать те ткани, которые были нужны и похожи на старинные русские. Те же сарафаны — их у нас было много, и мы хотели их сделать весёлыми. Вообще костюмы хотелось сделать весёлыми, яркими, красочными, чтобы было понятно детям. И вот это была самая главная трудность. А потом уже начались трудности с разными технологиями, потому что технологии изготовления настоящих костюмов мы знали: пошив, клей и так далее. А для внедрения новых технологий нужны мозги молодых людей. Поиск был мозгов, мы их нашли, справились.

— Создание костюмов определённой эпохи требует погружения в это время. Расскажите, как происходит подготовка к этому процессу?

— В каждом музее, даже самом маленьком какого-нибудь маленького города есть запасники, хранятся настоящие вещи из этих мест, сделанные века два назад. Поэтому, если поехать с рекомендательными письмами и поговорить с людьми, которые охраняют эти костюмы, то очень много для себя можно извлечь и изучить. Этнографический музей, да, большой, но эти все мелкие города — это просто кладезь вещей, о существовании которых мы даже не знаем. Надо ездить и изучать свою родину.

Кадр фильма «Конек-горбунок»  Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Конек-горбунок»/ Фото: kino-teatr.ru

Заморозка платья и маскировка агрессии в костюмах

— Так, историю того времени вы изучили, ткани нашли, теперь об изготовлении самих костюмов. Вы говорили, что вам хотелось оживить их. Как вы добились такого эффекта?

— Давайте возьмём платье Царь-девицы, которая в гробу лежит. Платье у неё заморское — это не русский народный костюм, это уже европейское платье, откуда-то из заморских стран. И нам нужно было, чтобы она в этом платье прыгнула из окна, полетела вниз, а платье раскрылось, как парашют. Это делалось с помощью людей, которые обладают знаниями по спецэффектам, и с помощью художников по костюмам. Его изготавливали несколько раз, но в разных вариантах. Был изготовлен каркас, на который была натянута ткань, причём расписанная, а не расшитая, потому что ткань должна была рваться. Потом был сделан ещё раз каркас, а для него подготовлена уже не ткань. Мы воспроизвели эффект, будто платье заморозилось — его добились с помощью пластика. Из пластика отлили детали, в которых были вкраплены железные цветы. Это настоящие живые растения, сорванные где-то во дворе: репейник, колосья, листья одуванчиков, веточки. Они были гальванизированы, покрыты металлом, и мы их вживили в пластик. Так получилась юбка, которая, как бы, состоит изо льда. Она была подвешена на тросах, в ней была наша Царь-девица живьём. Платье качалось и, как бы, летело — вот и движение костюма.

Кадр фильма «Конек-горбунок»  Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Конек-горбунок»/ Фото: kino-teatr.ru

— Это очень интересно. А что с цветовой палитрой — уверена, она была выбрана тоже с каким-то посылом.

— Например, костюм воеводы. Была ассоциация, может быть, с красным конём: герой должен быть яркий, самый большой и самый впечатляющий. Мы выбрали красный цвет, добавили боевую кольчугу, которая была сплетена в Индии. Но, так как кино у нас детское, мы не хотели, чтобы костюмы получились агрессивными. Мы брали ткань специально в цветочек, и на ней прекрасные утки вытканы, а на кольчуге висит маленький топорик. У него есть и солнышки, и месяцы, и уточки, и зайчики. Костюм получился смешной, хоть и цвет агрессивный. Вот это сочетание улыбки с ярким цветом создаёт костюм, понятный детям.

По стопам Алексея Балабанова

— Чем занимаются ваши с Алексеем Балабановым сыновья? Насколько я знаю, они тоже связали свою жизнь с кинематографом.

— Значит, младший окончил СПбГУ, факультет искусств. Он — художник-постановщик. Старший был экономистом, как хотела бабушка, но стал вторым режиссёром. Сейчас они в Москве.

— Им уже приходилось работать над какими-нибудь проектами?

— Очень смешная была история. Старший работал над клипом, но он был бесплатным. Клип на какую-то модную песню по Мандельштаму.

— А, наверное, к трибьют-альбому «Сохрани мою речь навсегда».

— Да-да, серьёзный проект, но деньги на него не отпускались, поэтому старший привлёк всех, младший в поезд тут же посажен и отправлен на помощь художнику-постановщику. Я доставала какие-то ремни. В общем, все были припаханы. Так и работаем.

Другое по теме