Культура
15:004 февраля 2021

«Место силы и вдохновения»: В Петербурге празднуют 105-летие ледокола «Красин»

Сейчас корабль является филиалом музея Мирового океана.

Фото: vk.com/ Музей "Ледокол "Красин"

Первый лист киля ледокола заложили в английском Ньюкасле 105 лет назад. В то же самое время в России решали, как назвать пароход. Имя будущему герою Арктики дал последний министр военно-морского флота Российской Империи Иван Григорович.

— Когда был заложен ледокол, прадед обратился к Николаю Второму с просьбой о присвоении кораблю названия «Святогор», на что получил величайшее согласие. Таким образом фактически прадед является крестным отцом «Святогора», — рассказала правнучка Ивана Григорьевича Наталья Московченко.
Ледокол "Святогор", 1917/ Фото: wikimedia.org

Однако это имя ледокол носил недолго. В 1920-м английские интервенты увели пароход с собой, вернуть судно спустя два года удалось политическому деятелю Леониду Красину. Его фамилией и нарекли вновь обретенный корабль. На весь мир «Красин» прославился в 1928-м при спасении экспедиции на дирижабле «Италия». В 30-х участвовал в вызволении парохода «Челюскин» и поисках пропавших самолетов, тогда же ледокол стал площадкой для исследования Арктики.

Во время Великой Отечественной войны «Красин» проводил караваны судов с ценнейшими грузами: медикаментами, боеприпасами, продовольствием. И однажды пришлось вступить в схватку с противником. В 42-м году караван атаковала вражеская авиация. Два самолета подбили именно члены экипажа ледокола «Красин».

В 1960 «Красин» родился заново. Модернизация заняла 7 лет и проходила в немецком Висмаре.

— Был снят ходовой мостик, были убраны две дымоходные трубы и снято все оборудование с судна. Остался один клепаный корпус. ++ Наш ледокол получил верхнюю надстройку, в которой мы с вами сейчас находимся, была поставлена вертолетная площадка и самое главное: судно перешло с твердого топлива, то есть с угля, на жидкое топливо, то есть мазут, — поделился научный сотрудник филиала Мирового океана в Петербурге.
Ледокол »Красин
Ледокол "Красин" на верфях, 1959/ Фото: wikipedia.org

Сейчас «Красин» — уникальный филиал музея мирового океана. Музей и экспонат в одном лице. Здесь рассказывают историю ледокольного флота России. И здесь же петербургские архитекторы презентовали концепцию нового парка «Арктика». Шесть композиций в хронологическом порядке раскрывают исторические вехи освоения и покорения неприступной территории. Входная группа посвящена поморам и малым народам севера, они открыли путь в Арктику. Дальше — эпоха паруса и первых географических открытий, затем в путь отправились паровые машины.

— Кульминацией эпохи паровых машин было, с одной стороны, проход Сибирякова в 33-ем году, а с другой стороны, это гибель парохода «Челюскин» уже в 33-34 году. Как бы происходит борьба между технологиями, человеком и его технологическими решениями и стихией. Здесь же показано рождение полярной авиации, — заявил архитектор Владислав Серов.

И вот уже наше время. Эпоха атомных ледоколов и новых технологий. Титульная композиция парка — триумфальные ворота в Арктику.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
С одной стороны, она представляет ледовую глыбу, а с другой стороны, это силуэты множества людей, которые участвовали от древнейших времен до современных участвовали в покорении, — рассказал Серов.

Таким увидели освоение Арктики архитекторы. От идеи до визуального воплощения прошло 10 лет.

— Это путь. Как «путь из варяг в греки», на котором собралось наше государство, а тут еще одна такая мощная связка, которая дает нам возможность развиваться и идти в будущее, — заявил архитектор Семён Платонов.

Впереди главное — дать этому проекту жизнь. Как когда-то она была дана, ныне — уникальному «живому музею», единственный кораблю-участнику полярных конвоев Второй мировой войны, который и сегодня сохраняет ледокольный класс в Российском морском регистре судоходства.

— Я думаю, есть все шансы на то, что это воплотится, просто должны, наверное, звёзды сойтись. Ледокол «Красин» является местом силы и вдохновения. Когда вы находитесь на палубе, вы чувствуете абсолютно другую творческую атмосферу, — поделилась директор филиала музея мирового океана в Петербурге Ольга Подшувейт.


КораблиИстория
Полина Пятышева
Другое по теме