Советская эпоха: петербургский коллекционер сделал из своей квартиры музей большевизма
Дом на Кронверкской улице когда-то был известен своими жильцами. В их числе политические, государственные и военные деятели: Киров, Зиновьев и Говоров. Сегодня в одной из квартир собрана коллекция артефактов того времени.
— Только предметы агитации и пропаганды. Все они высокого качества изготовления, с хорошими именами и с хорошей жизненной историей, — отметил коллекционер Сергей Бобовников.
Он пояснил, что современному человеку трудно понять трактовку и предназначение большинства вещей, собранных в квартире. К примеру, бережно сохранённая картина с изображением Ленина в наше время у многих вызовет недоумение или даже смех. По мнению коллекционера, в мини-мавзолее наш современник вряд ли увидит предмет детского досуга.
— Это часть детской игры «Кончина вождя», где дети проводили викторины, праздники к определенной дате смерти Ленина. Они делали копии венков и так далее, — рассказывает Бобовников.
Даже самые обычные, милые вещи несут агитационный посыл. Например, есть девочка, которую зовут Октябрина. Таких имён раньше было много: Вилен, Электросталь, Троц. Чепчик девочки искусно украшен советской символикой. На самом деле, это образ идеального советского ребёнка, который стоял в учреждениях наркомата просвещения.
Сергей рассказывает, что с детства интересовался культурой Советского Союза — различные толкования символов времени всё больше пробуждали в нём любопытство. И уже в 12 лет, будучи в Курске, он вступил в клуб коллекционеров.
— Мы лазали в детстве с отмычками по чердакам сносимых домов, собирали там вещи. Притаскивали их в местный краеведческий музей, пока нас оттуда не стали выгонять, — вспоминает коллекционер.
После школы Сергей Бобовников переехал в Петербург для поступления в реставрационное училище. После обучения ему довелось поработать и в Янтарной комнате, и в Спасе на Крови. Затем была армия, а после уже совсем новая реальность — 90-х годов. Мужчина отчаянно нуждался в деньгах и поэтому занялся изготовлением и торговлей сувенирами.
Именно тогда Сергей начал скупать советские артефакты. В 90-е найти их было нетрудно, потому что тогда люди продавали всё, что имело хоть какую-то ценность.
— Настольный прибор, который принадлежал Шапошникову, ставшего маршалом. Он был командующим московского военного округа. Это был подарок ему на десятилетие революции, — уточнил коллекционер.
В музее Сергей часто принимает гостей — историков, кинематографистов, музыкантов и всех желающих снять антуражный клип. Сам он в квартире не живёт, хотя всё там рабочее, в частности, радиола с нелегально записанными пластинками. Сергей не признаёт копий, которые хранятся в музеях. По его словам, только подлинные вещи могут рассказать правду о себе и о людях.
— Это слепок головы мёртвого Кирова. Здесь написано, что она была изготовлена рабочими Краснопутиловского завода, когда он не был ещё заводом имени Кирова. И электрическое освещение говорит об освещении вождя магическим электрическим светом, — рассказывает Бобовников.
Он уверен, что о Советском Союзе мы знаем меньше, чем о Римской Империи. Но с 2014 года в связи с юбилейными датами интерес к этому периоду истории страны начал расти — аналогичные музеи Сергея в Москве и в Париже пользуются большой популярностью
— Я, кстати, в Париже чуть не купил Владимира Ленина. Продавался дом на Мари Роз и мы с товарищем были близки, чтобы приобрести это дело, но не вышло, потому что дом продали более богатой арабской семье, — отметил петербуржец.
Своё отношение к СССР Сергей еще не определил, но признаётся, что ему как коллекционеру повезло родиться в этот период. Вопросов к эпохе остаётся много, но с каждым годом, с каждым новым артефактом картина того времени становится для него все яснее.