Серьёзная травма: в ФГБУ «НМИЦ им. Вредена» пациенту спасли кисть

Несколько часов жизни Александру пришлось провести без кисти руки. Во время смены на заводе сверху упала кран-балка и оторвала конечность. В районной больнице Ленобласти 23-летнему пациенту вынесли неутешительный вердикт — кисть, скорее всего не вернуть. Но для врачей НИИ травматологии и ортопедии им. Вредена это оказалось разрешимой задачей, передаёт корреспондент 78.ru.
— Я прям почувствовал, как у меня по пальцам пульс идёт, сразу на душе стало легко, что без руки не останусь точно, — говорит пациент Александр Бойцев.
Оперировали почти всю ночь — шесть часов, без перерыва. К утру запустили кровоснабжение. Случай оказался непростым даже для опытных хирургов — из-за того, что запястье было полностью раздроблено.
— Сложность в том, что необходимо сопоставить кости запястья к оставшейся лучевой кости. Были повреждены все сухожилия, сгибатели, разгибатели, нервы и сосуды, — вспоминает операцию врач отделения микрохирургии и хирургии кисти Хасан Идрисов.
Тем не менее, по прогнозам врачей, подвижность пальцев восстановится на 70%.
— Всё, что делается, то есть оперируется, — пациент находится вне поля зрения — мы видим всё только в микроскоп. Сшиваются сосуды диаметром до 0,1 мм нитками, которые в три раза тоньше волоса человека, — описывает процесс врач отделения микрохирургии и хирургии кисти Герман Медведев.
За год в институт им. Вредена поступает около трёхсот пациентов с подобными травмами.
— У нас нередки случаи, когда обращаются пациенты не только из Ленобласти и Петербурга. Вот как-то пациенту в Крыму предложили сформировать культю: он мужественно забрал свой палец, взял билет на самолёт и здесь мы ему реплантировали палец — он остался доволен, — делится научный сотрудник отделения микрохирургии и хирургии кисти Евгений Цыбуль.
Если такое случилось — у пациента есть около десяти часов — тогда конечность ещё можно вернуть. Главное — правильно её законсервировать до приезда специалистов: поместить в пакет с холодной водой и только затем в лёд.

— Необходимо исключить замораживание: возможность реплантации исключается сразу, он будет вести себя как отмороженный и он в конце концов погибнет, — объясняет заведующая отделением хирургии кисти реконструктивной микрохирургии Любовь Родоманова.
По словам директора Российского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена Рашида Тихилова, первая подобная операция была сделана в 1988 году. С того времени пациентам с травмами конечностей помогают практически практически ежедневно, даже в этом году, несмотря на пандемию.
Вот и сейчас — только за одну неделю таких пациентов несколько. Хайруло работал на стройке, когда на него упала 20-тонная плита. Под ней он пролежал полтора часа — тяжёлый груз не могли сдвинуть с места. Шить руку пришлось несколько раз — никак не удавалось запустить кровоснабжение. Но сейчас мужчина вновь может шевелить пальцами.
— У меня же пять детей, они звонят каждый день, спрашивают, все довольны, — говорит пациент Хайруло Шарипов,
Вместе с мастерством врачу важен и настрой пациента на хороший исход и борьбу. Ведь удачная операция это только начало — впереди долгая реабилитация и восстановление длиною в несколько месяцев.
Ранее 78.ru писал о том, как врачам НИИ им. Вредена удалось восстановить разорванную петардой руку студента лицея.