Пьянству — бой: в регионах России с 2021 года начнут возрождать систему вытрезвителей
Уже с нового года в России могут открыться вытрезвители. Эти заведения были широко распространены в советское время. Они подчинялись органам внутренних дел, потом Минздраву, но постепенно от них отказались. Последний закрылся в 2012-м году.
И вот депутаты Госдумы решили возродить практику вытрезвления перебравших граждан. Законопроект до конца года планируют принять во втором и третьем чтениях. Однако есть важный нюанс. Предполагается, что новые вытрезвители будут работать на базе государственно-частного партнёрства. То есть, будут платными. Тут можно увидеть сразу два варианта некорректной работы. Проспится человек и скажет — какие деньги? Откуда? Я не просил оказывать мне такую услугу. И таких случаев будет множество. И отсюда второй вариант. Если уж вытрезвитель превратится в бизнес, то его сотрудники будут сначала смотреть — платёжеспособен ли потенциальный клиент. И если явно нет, то его могут оставить лежать на улице? Много тонких моментов хотелось бы прояснить, и над ними депутаты сейчас и работают.
Возродить систему вытрезвителей — об этом в правительстве говорят уже несколько лет. И общественность только за. При этом петербуржцы считают, что возвращаться к хорошо забытому старому нужно, но по-новому.
— Я сам не пью 27 лет, но раньше выпивал и попадал в эти вытрезвители. Там и избивали, и деньги отнимали, и у меня очень отрицательное отношение к тем вытрезвителям, которые были раньше, — говорит художник, член творческой группы «Митьки» Дмитрий Шагин.
Первые вытрезвители появились ещё до революции. В 1902 году в Туле открыли приют для опьяневших, чтобы спасать замерзающих на улице рабочих оружейного завода. В советское время первый в стране вытрезвитель открылся в 1931 году в Ленинграде. Сейчас в этом здании на улице Марата находится отдел полиции.
Система просуществовала 80 лет. Последний вытрезвитель закрылся в 2011 году. Перед реформой МВД, когда милиция превратилась в полицию, часть функций органов внутренних дел упразднили. Заниматься пьяными поручили здравоохранению. Но тем самым добавили медикам немало хлопот.
— У нас и так очень много нападений на сотрудников. Придётся обучать их силовым приёмам, но это недопустимо, у них другой функционал, — пояснил депутат Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок.
О том, что решение было опрометчивым, говорит и статистика: после упразднения вытрезвителей количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения, увеличилось на треть. Сейчас ежегодно около 10 тысяч человек замерзают на улице насмерть после того, как перебрали с алкоголем. Кто-то — остаётся инвалидом. Раньше система была отработана — пьяный находился под присмотром стражей порядка. Медиков вызывали, если действительно требовалась их помощь.
— Бригада приезжала и увозила его на Пионерскую, 13, где была специальная больница для таких пациентов. Сейчас планируют привлекать наркологов и это требует дополнительных ресурсов, — отметил врач психиатр-нарколог Кирилл Афанасенко.
Вопрос с тем, как новые вытрезвители будут финансироваться, регионы должны решить самостоятельно. Варианты есть разные.
— Здесь несколько моделей — государственная, ГЧП, надо определяться исходя из возможностей нас и Петербурга, — заявил Денис Четырбок.
Раньше загремевшие в вытрезвитель платили серьезные штрафы. Кроме этого о таком проступке обязательно сообщали на работу.
— Это имело меры социального влияния, люди становились на путь исправления, потому что еще было воздействие через работу, — напомнил член регионального штаба ОНФ в Петербурге Константин Тхостов.
Сейчас зачастую и работы у таких людей нет, да и денег, чтоб оплатить услуги вытрезвителя, а их хотят сделать платными. Еще один момент — изменились законы. Доставку пьяного в вытрезвитель теперь можно расценивать, как «незаконное лишение свободы», а Требование оплаты — как «оказание платных услуг без согласия клиента». Оценить обновлённую систему будет возможно только после того, как она заработает. Но главное, конечно, не борьба с результатом пьянства, а его профилактика.
— Надо просто всем трубить, что если мы не бросим пить, то мы русские и вообще все северные народы — финны, мы просто вымрем, как индейцы североамериканские, — подчеркнул Дмитрий Шагин.