Электроэнергия под контролем: как экономить на электричестве и получать за это деньги?
Проблема цены на электричество
XXI век – время невиданных ранее возможностей, от которых порой просто захватывает дух. Интернет вещей позволяет включать чайник со смартфона или наполнять ванну водой нужной температуры, ещё не вернувшись домой после рабочего дня. Умный дом не позволит затопить соседей, если возникнет протечка в санузле, всегда уследит за безопасностью, комфортной температурой или освещением. В крупных городах всегда есть датчики, контролирующие уровень шума и загрязнения, а уж от камер и подавно не скрыться нигде.
В таких условиях кажется странным, что люди не могут контролировать столь важную часть жизни и быта, как электроэнергия. Цены на практически любой товар зависят не только от его базовой стоимости, но и от спроса на рынке – стоит вспомнить хотя бы безумный ажиотаж вокруг имбиря и гречки весной 2020 г. Так почему же мы не можем влиять на стоимость электричества? Очевидно, проблема в негибкости системы. Потребители могут пойти в магазин, где гречка дешевле, или вовсе перейти на макароны, но совершить аналогичный «трюк» с поставщиком электроэнергии трудновато. А уж отказываться от электричества мы и вовсе не готовы.
Но на самом деле такое представление о положении дел тоже устарело. Потребители могут влиять на конечную цену электричества, его выработку и общее потребление. Для этого существует механизм demand response – управление спросом. Как он работает?
На вершине «электрической пирамиды» в нашей стране находится Системный оператор Единой энергетической системы России - по сути, диспетчер энергосистемы. Системный оператор взаимодействует с агрегаторами – энергосбытовыми компаниями, такими, как, например, ООО «Русэнергосбыт». Эти крупные компании, в свою очередь, «аккумулируют» розничных потребителей электричества: от крупных заводов и торговых центров до отдельных небольших производств и магазинов.
В четвертом квартале 2020 года, по информации Системного оператора, в стране насчитывается 56 агрегаторов управления спросом. Эти агрегаторы представляют на рынке 265 розничных потребителей – тех самых своих разных клиентов. Агрегаторы необходимы в цепочке demand response, так как Системный оператор контролирует лишь крупные объёмы энергии, и не может напрямую связываться со всеми потребителями страны.
«Дорогие запасные» и как от них избавиться
Но что это такое – управление спросом? Ведь нельзя заставить людей сидеть в темноте, не пользоваться компьютерами в офисах или оборудованием на производствах. Конечно, нет – но проблема в том, что электричество потребляется во всём мире неравномерно в течение дня, недели и всего года.
Есть «часы пик», когда потребление взлетает, потому что люди встают и начинают варить утренний кофе, заводы запускают станки, а магазины включают освещение и холодильники. Существуют и своеобразные «провалы» – периоды, когда энергии потребляется меньше. В первую очередь это происходит, конечно, ночью.
Чтобы можно было компенсировать такое неравномерное потребление, в цепочке электростанция – потребитель с давних пор существует «скамейка запасных». Это так называемые «пиковые электростанции», которые включаются в работу, когда спрос на электроэнергию резко возрастает, и станции, работающие постоянно, не справляются. Вроде бы всё просто и логично – но есть одно «но». Такая схема обходится потребителям слишком дорого, ведь содержать и обслуживать целую электростанцию «на всякий случай» – дело не из дешёвых.
В то же время, по ночам и в другие периоды низкого потребления станции продолжают вырабатывать то же количество энергии, что и днём. Вот только куда уходят излишки? Чаще всего – вникуда. А ведь эти зря потраченные ватты стоят денег!
Из желания спасти электричество, уходящее в небытие, а также сделать потребление энергии более равномерным, и появился механизм управления спросом. Работает он довольно просто: когда спрос на электричество в каком-то регионе резко возрастает, Системный оператор даёт агрегаторам, работающим в этой зоне, сигнал снизить потребление до определённого уровня. Агрегаторы связываются со своими подопечными-потребителями, с которыми заранее заключён договор, и передают соответствующие инструкции.
Какая польза для потребителя в этой схеме? Очень даже ощутимая: агрегатор платит ему вознаграждение за каждый раз, когда тот готов пойти навстречу и немного «ужаться». Сам потребитель также остаётся в плюсе – он и экономит электричество, и получает деньги.
Простые условия
Как именно можно сэкономить, заключая договор с агрегатором? Самый простой способ – поменять график работы, сместив его с «пиковых» часов на менее популярное время. Можно также временно выключить освещение там, где оно не нужно, отключить часть холодильного или другого рабочего оборудования, сосредоточившись на задачах, не связанных с потреблением большого количества энергии, временно отключить кондиционеры и т.п.
На первый взгляд кажется, что такая схема мoжет серьёзно помешать работе предприятия. На самом деле, это вовсе не так. Заявка на снижение потребления поступает за сутки, и у потребителя всегда есть время решить, как именно лучше её выполнить, где можно сэкономить, а где сейчас не стоит снижать энергопотребление.
Кроме того, если у потребителя форс-мажор или он просто не может выполнить заявку – он имеет полное право на неё не реагировать. Никаких санкций из-за этого к нему применять не будут. Единственное – вознаграждение по договору в конце месяца он не получит. Да и максимальное количество таких заявок ограничено пятью в месяц. А на какое время снижать потребление, вы можете выбрать сами, поставив соответствующую галочку в договоре. Это может быть всего два часа либо четыре.
Системный оператор напрямую работает только с крупными потребителями, объём энергопотребления которых – не менее 5 МВт в месяц. Тем не менее, благодаря существованию агрегаторов в эту схему могут быть включены и мелкие предприятия, и частный бизнес. Среди компаний-агрегаторов на рынке лидирует «Русэнергосбыт». Компания уже второй год показывает наилучшие результаты среди конкурентов. В долгосрочной перспективе такое «умное» расходование энергии влияет на снижение стоимости электроэнергии, а также оказывает услугу экологии – ведь благодаря механизму demand response в цепочку производитель – потребитель намного проще вписываются «зелёные» источники энергии: солнечные, ветряные и геотермальные электростанции.