Работы длиною в 5 лет: как проходила реставрация фасада дачи Громова в Лопухинском саду

23 нояб, 19:11
Анастасия Львова
Теперь специалистам предстоит привести в порядок внутренние помещения.
Фото: пресс-служба КГИОП

Полностью отреставрировали фасад, укрепили фундамент, очистили подвалы, восстановили крышу, стены, перекрытия. Реставраторы демонстрируют итоги работы, которая длилась почти 5 лет. Война между застройщиками и градозащитниками за этот участок земли — и того дольше. В 2015 году наконец дачу признали памятником регионального значения, а годом позже приступили к работам. До этого больше 10 лет деревянное здание было заброшено и медленно разрушалось.

— По срубу у нас сохранилось более 80% подлинного, по деревянной обшивке — более 70%. Когда выполняли первый этап, противоаварийные мероприятия, здание казалось ну прямо в плохом состоянии, чуть ли не аварийном. На самом деле, всё не так плохо, как казалось, — говорит заместитель руководителя проекта проектно-строительного бюро Алексей Петров.

Реставраторы говорят об уникальности древесины, историки улыбаются — хозяином Лопухинского сада в 1848 году становится, как сказали бы сейчас, владелец крупного бизнеса по лесозаготовкам. Когда строил дачу, себя материалами наверняка не обидел.

Владелец дачи — купец, лесопромышленник и выдающийся российский меценат Василий Громов. Его особняк в 19 веке был центром притяжения для интеллигенции и дворянства, где даже гостил Чехов. Громов устраивал у себя и картинную галерею, и различные гуляния, и концерты. А с момента основания Консерватории даже приютил талантливых и неимущих студентов.

Фото: citywalls.ru

В то время в саду били фонтаны, была пароходная пристань, отдельное произведение искусства — громадная оранжерея. В советское время функционал здания часто менялся, дача была и домом отдыха шоферов стахановцев, и дворцом пионеров и школьников, а 7 июля 1938 года в каменной пристройке провели первую опытную телетрансляцию — отсюда начинается история Ленинградской студии телевидения.

Лопухинский сад как будто притягивает к себе новаторов и первопроходцев. Реставраторам, к примеру, пришлось восстанавливать в подвале кирпичную кладку. Она понадобилась купцу для уникальной системы обогрева помещений тёплым воздухом, который поступал через различные вентиляционные отверстия из подвала на верхние этажи. Архитекторы говорят, что такого в Петербурге в те времена не было ни у кого.

Меценат Громов, к слову, своим имуществом дорожил и при жизни составил подробную опись всех конструктивных элементов и всего содержимого. Вышло — 90 тысяч рублей. По самым грубым подсчётам сейчас это около миллиарда. Когда позже, уже после его смерти, имение продавали за долги в Петербургском городском кредитном обществе недвижимость оценили в 106 тысяч — дороже, чем сам владелец.

Сегодня такое, чтобы судебные приставы оценили имущество выше рыночной стоимости, просто невозможно представить.

— Это была немного страшная картина, потому что задние несколько лет пустовало. И оставалось в таком полуразрушенном состоянии, конечно. Был проведен ряд субботников. И с помощью жителей города мы как-то расчистили это пространство, чтобы здесь было возможно провести хоть какие-то мероприятия и пригласить сюда жителей города, — говорит куратор проекта «Дача Громова. Реинкарнация» Юлия Журавлёва.
Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

В 2013-м году заочно дачу Громова передали в пользование подростково-молодёжному центру Петроградского района. Активисты находили в архивах уникальные документы, фотографии, помогали реставраторам, проводили Дни открытых дверей на даче, устраивали разные перформансы, в общем, как могли привлекали внимание к заброшенному особняку.

— В течение прошлого года мы совместно с художественным руководителем БДТ Андреем Могучим и его командой разрабатывали проект того, что мы хотим тут видеть. И придумали, собственно, что в этом здании будет Центр искусств Петроградского района, — отметила начальник сектора молодёжной политики и взаимодействия с общественными организациями администрации Петроградского района Ирина Нарышкина.

Деньги из бюджета пока выделили только на проект, учитывая, что внутри огромное количество элементов, которые охраняются государством, работы предстоит едва ли меньше, чем снаружи. Например, на потолке за краской, которую нанесли на него в советское время обнаружили оригинальную живопись на библейскую тематику. Если сюда прибавить, что здание полностью отрезано ото всех коммуникаций, то даже возможные сроки окончания работ специалисты назвать затрудняются. А молодежь надеется, что дача Громова, которая в разное время была прибежищем то студентов Консерватории, то советских школьников и пионеров всё-таки обретёт свое истинное предназначение. И в этих стенах снова будут собираться молодые и талантливые петербуржцы.


Другое по теме