Экономия на персонале: суды начали рассматривать иски от уволенных в пандемию петербуржцев
Объединенная пресс-служба судов Петербурга сообщает, что в районах Петербурга уже вовсю рассматривают иски бывших работников, которых из-за пандемии уволили, сократили или поставили перед кардинальным выбором. Кто-то предпочитает не терять время и нервы и увольняется сам или соглашается на понижение зарплаты. А кто-то идёт на принцип.
В самый разгар пандемии Андрею Бачинскому работодатель предложил уйти в неоплачиваемый отпуск, либо получать всего две трети от официальной зарплаты. Мужчину это не устроило, поэтому он решил уволиться по собственному желанию, но у начальства были другие планы на этот счет.
— Мне не давали возможности уволиться. Сначала я больше недели ждал такой возможности, ждал неделю, чтобы завершить наши отношения трудовые. Но мне не дали. А дальше посыпались угрозы увольнением по статье, — говорит мужчина.
Андрей написал заявление в прокуратуру, после чего получил уведомление об увольнении по статье «За невыполнение трудовых обязательств». Кроме того, работодатель подал в суд на своего бывшего сотрудника, желая вернуть 90 тыс. рублей, которые Андрей получил за разработку методики обучения в клубе робототехники.
В желании сэкономить работодатели поступают по-разному: одни отказываются от обучения персонала, корпоративных обедов и мобильной связи, а другие сокращают часы работы, заработную плату и урезают льготы.
Эпидемиологическая ситуация в стране становится всё хуже, а вместе с тем всё больше сотрудников попадает под сокращение. Это не только большой удар по кошельку, но и по эмоциональному здоровью. Казалось бы, проблема общая, но говорить о ней могут единицы.
Одна из пострадавших девушек отказывается от комментариев, хотя её опыт общения с недобросовестным работодателем доказывают, что бороться за свои права можно и нужно. Её тоже уволили на пике общей неопределённости по статье «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон».
— Суд указал, что увольнение с вышеуказанной формулировкой возможно только, если чрезвычайное обстоятельство признано таковым решением правительства РФ и органа государственной власти субъекта. Соответствующих решений не принималось, — пояснила объединённая пресс-служба судов города.
В итоге в пользу пострадавшей суд взыскал с компании-работодателя более сотни тысяч рублей и обязал работодателя изменить формулировку и дату увольнения.
Нину Прокофьевну сократили 13 марта. Отпускные и компенсацию за первый месяц ей выплатили, но чтобы получить деньги за второй месяц, пришлось грозить заявлением в Роструд.
— После этого я получила деньги, нл когда писала в Роструд с просьбой помочь в получении выплаты за третий месяц, Роструд прислал отписку. Я не смогла даже работодателю вручить справку из службы занятости и не смогла вручить даже заявление. Мне пришлось это делать через прокуратуру, — рассказала Нина Прокофьевна.
Затем был суд, который она выиграла. Работодатель подал апелляцию, а вдобавок ещё и написал исковое заявление на службу занятости, обвинив её в незаконной выдаче справок.
Найти новую работу женщине достаточно сложно. И дело не в узконаправленной профессии или неопытности, наоборот, у неё так называемая «избыточная» квалификация.
— Ну я проработала 13 лет заместителем генерального директора, до этого 12 лет на руководящих должностях. И после 50 лет женщин не очень хотят брать, — сетует она.
По словам Екатерины Скляренко, руководителя отдела маркетинга кадрового агентства, количество вакансий уже вернулось к уровню докризисного времени. Чаще всего требуются работники в сферу продаж, обслуживания, производства и сферу IT. Ожидания и предложения по заработной плате также подросли, всё же, говорят специалисты, рынок труда, скорее всего, ждут новые испытания:
— В сентябре мы опрашивали работодателей и спрашивали, будут ли они до конца года менять численность персонала в их компаниях. И вот около 20% опрошенных сказали, что до конца года они точно или скорее всего будут уменьшать численность персонала в меньшую сторону.
Как показывает статистика, самым эффективным средством в борьбе с недобросовестным работодателем является судебное разбирательство, поскольку именно суд исследует весь комплекс отношений, устанавливая законность увольнения.
— Чем грозит работодателю судебное разбирательство? Тем, что с работодателя, если суд установит незаконность увольнения, будет взыскана заработная плата за время безработицы, будет компенсирован моральный вред и взыскан процент за несвоевременную плату, — пояснил юрист Владислав Варшавский.
Кроме того, нарушение трудовых прав грозит работодателю административной ответственностью, а невыплата заработной платы и вовсе уголовной.
Правда, чтобы доказать незаконность увольнения, придётся постараться: собрать как можно больше улик в виде переписок, документов, а также попросить о помощи неравнодушных свидетелей.