Точка в споре: Верховный суд отклонил жалобу о границах памятников Охтинского мыса
Границы исторических участков определены, новому городскому пространству в Красногвардейском районе — быть. Точку в споре между компанией «Газпром нефть» и градозащитниками Петербурга поставила апелляционная коллегия Верховного суда Российской Федерации. Высшая инстанция определила, где корпорация может строить новый объект, а где — нет.
— Для того, чтобы сохранять культурное наследие, объект должен быть включён в реестр, и на земельный участок, на котором объект расположен, должны быть наложены обременения. Необходимо в любом случае разделить вопросы градостроительства, застройки и связанные с этим проблемы и вопрос учёта — в данном случае — объекта исторического наследия, — отметил Леонид Кондрашев, замруководителя департамента культурного наследия Москвы, президент российского комитета «Икомос».
Речь идёт о четырех участках Охтинского мыса, на которых археологи нашли остатки фортификационных сооружений разных эпох.
То, что эта заброшенная территория на самом деле является местом с богатейшей историей, сейчас может определить только эксперт. Например, часть Карлова бастиона знаменитой крепости Ниеншанц века не пощадили — укрепления были деревянно-земляными.
В 2006 году «Газпром нефть» инициировала здесь археологические исследования. Они продолжались несколько лет. В 2018 году результаты раскопок изучил один из самых именитых археологов России — Айрат Ситдиков. Он провёл на Охтинском мысе историко-культурную экспертизу. Результаты этой экспертизы поддержали многие авторитетные научные организации, в их числе Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест, связанный с ЮНЕСКО.
— Мы, археологи, знаем Айрата Габитовича Ситдикова как одного из самых дотошных и скрупулёзных исследователей. Айрат Габитович собрал результаты всех раскопок, проанализировал их, были сделаны дополнительные шурфы, которые добавили информации. И в тех местах, где реально сохранились исторические предметы, были определены их границы на основании отчётной документации археологов, которые проводили исследования, — добавил Кондрашев.
Все выявленные памятники Охтинского мыса включены в федеральный реестр объектов культурного наследия, как этого требует закон. Границы охранных зон зафиксировало в своем приказе Министерство культуры. Именно этот приказ рассматривал Верховный суд по заявлению градозащитников и «Газпром нефти». Точные границы памятников «Газпром нефти» нужно было понимать для работы над концепцией развития Охтинского мыса. На этой территории компания планирует создать парк и комплекс, совмещающий общественные пространства для горожан и деловую зону.
— У нас будет зимний садик, где люди спокойно смогу отдыхать, встречаться, пить кофе и так далее. Внутри мы думаем создать беговую площадку. Как-то странно звучит, что в офисном здании — беговая площадка, но почему же нет? Поднимаемся вверх — там открывается бесподобное пространство, где люди смогут выйти на террасу и наслаждаться видами старого Петербурга, — рассказал Фади Джабри, исполнительный директор японского бюро NIKKEN SEKKEI.
По предварительным расчётам, общественные пространства комплекса с парком, обзорной площадкой и обустроенной набережной ежедневно смогут посещать около тысячи человек. Архитектурную концепцию комплекса разрабатывает японское бюро NIKKEN SEKKEI. Проект изначально продуман так, что исторически важные четыре участка останутся нетронутыми. Они станут частью ландшафтного парка.
— Мы хотим, конечно, передать историю этого места разными путями, через какую-то информацию вокруг. Возможно, будут какие-то решения, что вы ходите по тротуару, и там прописана история этого места. Прогулка у вас, с вашей собачкой, но, тем не менее, вы читаете историю этого места, — сообщил Джабри.
При создании нового общественного пространства придётся учесть и другие ограничения — уже архитектурные. По градостроительным нормативам Петербурга, высота зданий не должна быть выше соседних зданий. Это корпорация также обязуется учесть.