Интрига: чем обернётся для петербуржцев подключение такси к «Безопасному городу»

13 окт, 22:10
Олеся Курдюкова
Крупнейших агрегаторов такси подключат к городской системе до конца 2021 года.
Фото: unsplash.com

В период пандемии многие петербуржцы отказались от общественного транспорта и пересели в такси — в первую очередь, чтобы не заразиться самим и не принести вирус домой. Но для некоторых забота о собственной безопасности на этом и заканчивается. В погоне за низкой ценой люди пренебрегают качеством предоставляемых услуг.

В новостях об авариях таксисты — регулярные герои. И зачастую водители даже не имеют лицензии коммерческую на перевозку пассажиров. Поэтому очень важно, садясь в машину, обращать внимание на детали: есть ли карточка водителя, есть ли информационное табло. Стоит попросить посмотреть лицензию. Впрочем, в некоторых машинах просить её не надо — разрешение закреплено на лобовом стекле. Все эти нюансы помогут понять вам, легальный ли перевозчик и безопасно ли садиться в их авто.

Проверить машину, узнать информацию о водителе, свободен он или занят, клиенты смогут уже совсем скоро в режиме реального времени. До конца 2021 года крупнейшие агрегаторы Петербурга подключат к системе «Безопасный город». А значит, за жизнь и здоровье не только пассажира, но и водителя отвечать уже будут власти Петербурга.

— Система МВД, система «Безопасный город», и все сотрудники, которые связаны — МЧС, скорая, полиция будут в режиме реального времени видеть местонахождение такси, кто зарегистрирован, какой водитель, имеет ли он лицензию, техническую исправность автомобиля. Сама безопасность будет под контролем государства, — пояснил глава общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов.
Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com

Ещё одно нововведение — новые правила регистрации. Перевозчики смогут получить разрешение за 10 дней, а не ждать месяц, как это было раньше. Для этого будет введен электронный документооборот. Сокращение сроков, уверены специалисты, поможет избежать в том числе коррупции и фальсификации документов.

— Всё достаточно стало просто и быстро. Сократилось мошенничество в сфере электронных и госуслуг, когда заработали МФЦ. И я думаю, что когда заработает упрощённая система разрешения на пассажирские перевозки, с подтверждением всех возможностей, это только положительно скажется на легализации такси, — уверен Дмитрий Курдесов.

Что же касается самой системы «безопасный город», безусловно она требует детальной проработки — ведь в свободном доступе окажутся сведения о водителе, местоположении автомобиля, информация о транспортом средстве. И есть опасность, что кто-то захочет этими данными воспользоваться не по назначению.

— На сегодняшний день самое ценное, что есть в таксомоторной компании, — это водители. Поэтому получать данные об этих водителях, об их поездках, об их нарушениях — это то, что потом может позволить этим водителям сделать предложение коммерческое — «А давайте вы перейдете работать к нам в компанию?» И вот куда будут эти данные утекать, кто их будет собирать, как анализировать — это главная интрига этого проекта, — считает зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.

Ещё одна интрига — изменятся ли тарифы при подключении к городской системе и после введения новых правил лицензирования. Мнения участников рынка на этот счёт разделились. Таксисты, например, сразу заговорили о подорожании. Эксперты с ними не согласны.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Тарифы я не думаю, что поднимутся. Потому что конкуренция диктует свои правила установления тарифов. Какой-то сговор — он минимизирован. Невозможно, если несколько такси договорятся установить определённые тарифы, то появится кто-то другой, кто сделает меньше, и будут пользоваться им, — добавил Дмитрий Курдесов.

Но не столько тарифы беспокоят клиентов такси, сколько безопасность. Отсюда ещё один вопрос — будут ли власти контролировать процесс передачи заказов?

— В действительности, если правительство Петербурга не примет решения, что агрегаторы не имеют права передавать заказ нелицензированной машине, ничего не изменится. Но это же не обсуждается. Будет просто видно, есть лицензия или нет. А вот если за это штрафовать сразу, как только заказ был передан не лицензированной машине, которая работает в серой схеме — вот тогда другой вопрос, — прокомментировал Дмитрий Жидков, председатель Совета межрегионального независимого профсоюза водителей такси.

Вопрос безопасности, к слову, актуален не только для пассажиров, но и для самих водителей, ведь зачастую и они становятся жертвами. Неадекватные, нетрезвые клиенты, нападения, воровство, — таких историй только за последний год в Петербурге можно насчитать с десяток.

Как бы то ни было, коммерческих перевозок в Петербурге стоит остро. Власти города предлагают решение некоторых проблем, но будут ли они эффективны — покажет только практика.