В квартале почтальонов: в Петербурге рассказали о реконструкции здания главпочтамта
Главпочтамт Петербурга закрывается на реставрацию. В ближайшие пять лет туда не будут пускать посетителей. Здание ждёт преображение в рамках создания так называемого «Почтового квартала». Пока к ремонтным работам только готовятся, по памятнику федерального значения провели своеобразную экскурсию в прошлое, передаёт корреспондент 78.ru.
От Исаакиевского собора до Новой Голландии вдоль Конногвардейского бульвара. Периметр будущего Почтового квартала — это пока единственное, о чём можно говорить наверняка. Окончательного проекта ещё нет. Исторические здания закрыты и законсервированы.
— Что такое почтовый стан? Условно говоря, это большая парковка, долговременная, на которой хранились сезонные виды транспорта. То есть летом здесь хранились сани и тому подобные вещи, а зимой сюда вытаскивали телеги, колёсную технику — то, что не могло использоваться в зимнее время года, — рассказывает руководитель отдела по административным вопросам МР «Северо-Запад» УФПС «Почта России» Алексей Волков.
Главное здание петербургского почтамта — это бывший внутренний двор почты Российской империи. Кроме большого деревянного киоска по центру зала, который поставили в середине 2000-х, многие элементы — чугунные витые лестницы, лепнина, решётки, барельефы — дошли до нас из запрошлого века. Тогда власти подняли вопрос о перестройке здания — для оборудования в нём операционного зала — на тот момент одного из самых больших и светлых в Европе.
Идею огромного стеклянного купола тогда — в начале XX века — подсмотрели у англичан. Так как это была первая такого рода постройка в Петербурге, то архитекторы решили перестраховаться. И в качестве дополнительных укреплений возвели колонны. Одновременно они выполняли функцию водостока — внутри каждой находится труба.
Одна из идей, озвученных в ходе обсуждения проекта нового Почтового квартала, принадлежит Валерию Гергиеву. Маэстро видит там концертную площадку — наподобие лондонского Альберт-холла. Судьба галереи, соединяющей музей истории религии с главпочтамтом, пока и вовсе неизвестна. Сегодня проход со стороны музея заложен глухой стеной. Ещё в 1917 году по нему любил ходить Михаил Зощенко — восемь месяцев он проработал на петербургской почте комендантом. Писателю особо нравилось, что попасть из дома на работу можно было не выходя на улицу.
— Обратите внимание на лепку. Эта анфилада была именно такая. Здесь находились руководящие органы. И ещё одна маленькая деталь — на работу он ходил из нынешнего здания музея истории религии. То есть почтовая арка, которая перекинулась через Почтамтскую, — это была дорога в дом, где жили почтовые служащие, — говорит Волков.
Во внутренних дворах петербургского почтамта предлагают разместить гастрономическое пространство. Возможно, во дворе, где раньше по ночам кипела жизнь: огромное количество посылок, отправлений, подписной литературы раньше свозили сюда — в сортировочный центр.
— Ночью грузовики привозили литературу из издательств и через подъёмник — а это замечательная конструкция — она поднималась в цеха, где люди вручную рассортировывали её по адресам доставки. Дальше — огромное количество желобов- спусков: уже отсортированные по индексам в пачках — по отделениям почтовой связи -отправления опускались вниз, — делится Алексей Волков.
В доме-усадьбе Ломоносова, где он прожил восемь лет и в котором создал своё монументальное панно — «Полтавская баталия», хотят обустроить политехнический музей, а во Дворце культуры работников связи — музей современного искусства. На то, чтобы воплотить все идеи нового Почтового квартала в жизнь, нужны огромные средства. 2,5 млрд рублей должны выделить из городского бюджета — на дороги, освещение и обновление фасадов. 6 млрд — а столько требуется, по предварительным подсчётам, на всё остальное — должен вложить инвестор.
Напомним, о том, что в здании петербургского главпочтамта хотят открыть общественное пространство, стало впервые известно в июне прошлого года.