Свидетели истории: в Петербурге ищут уникальные старейшие деревья, неизвестные экологам
В Петербурге стартовал конкурс проекта «Живые свидетели истории», реализуемый на средства президентского гранта. Авторы хотят найти и описать уникальные и старейшие деревья, которые, по сути, являются памятниками города на Неве, и пригласили горожан принять в этом процессе участие.
Нельзя не сказать, что традиция сажать деревья у высокопоставленных чиновников, похоже, давно в ходу. Величественный дуб в Александровском саду при открытии, к примеру, посадил сам император Александр II в 1874 году. Даже точная дата известна — 8 июля. В газете «Петербургский листок» потом написали: «Открылся Александровский сад весьма торжественно, хотя церемония проходила в дождливый понедельник. Приехал Александр II. Выйдя из коляски, изволил пройти до газона против портала Исаакиевского собора, где лично посадил дубок».
Сегодня на то, что он особенный, намекает только старинная оградка.
Другой древний экспонат в новом маршруте скрывается за зданием Университета физкультуры и спорта имени Лесгафта. У дуба своё название — Потёмкинский. Князь Григорий Потемкин привёз его в 1789 из Крыма, в подарок Екатерине II. Согласно приданию, под этим деревом императрица отдыхала во время своего Таврического вояжа. И если тогда она смогла укрыться от солнца под его раскидистой тенью, ему уже было минимум лет 50. Выходит, сегодня около 300, — вот только про старожила все будто позабыли.
— Общественники ещё несколько лет назад опасались того, что дерево страдает от болезней, возможно, требуется дополнительный уход. Хотим привлечь лесотехников, чтобы они дерево оценили, чтоб его сохранить, — переживает координатор проекта «Живые свидетели истории» Фёдор Резванов.
Дубы в Румянцевском саду посадил другой известный петербургский гражданин, меценат и золотопромышленник Степан Соловьёв. Он первый в российской истории снарядил экспедиции для поисков золота за Байкалом, на Амуре и Алтае. Но биография его отсылает к ещё одной персоне — с мировым именем.
— На протяжении лет 25-30 судился с Германом Шлиманом, знаменитым первооткрывателем Трои, археологом. Мало кто знает, что он был купцом Первой гильдии, и вёл с Соловьёвым дела, — рассказал Фёдор Резванов.
Сегодня эти другие «свидетели истории» стали частью большого просветительского проекта, пешего маршрута. Для туристов это новая услуга, для города — возможность защитить живые памятники. Включение в списки таких уникальных деревьев, информация о которых будет передана городским властям, по плану экологов, даст им «охранную грамоту» от действий коммунальных служб или бизнеса.
Пока в Маршрут вошли только исполины — дубы. Известно, что отдельные деревья этого вида могут доживать до тысячи, а то и полутора тысяч лет. Выходит, петербургские — ещё совсем молодые, около 150 лет, и есть все шансы, что к живой истории смогут прикоснуться еще несколько поколений.
Позже в проекте появятся липы, лиственницы и каштаны. С ними, надеются авторы, помогут сами горожане. Всех любопытных и неравнодушных просят помочь отыскать самые древние и уникальные деревья. Жителей просят присылать фотографии, истории, или хотя бы геопозицию с местом расположения дерева.