Стимпанк-сокровищница в доме на колёсах: самый необычный частный музей Петербурга
Музей без точки отсчёта
— Что такое стимпанк? Это, наверное, прошлое в будущем. Это времена Жюля Верна, но в XXI веке. По этому принципу в той или иной степени и собирались разные вещи, — рассказывает создатель стимпанк-музея Андрей Карзубов. — Когда их стало слишком много, для них пришлось строить свой дом. В этом доме находятся вещи, которые обладают либо своей душой, либо своим приключенческим началом, либо загадкой. По этому принципу здесь и построена экспозиция.
Петербуржец Андрей Карзубов — инженер-механик, конструктор и бывший военнослужащий, горячо увлечённый стимпанком, ретромеханизмами и тайной историей вещей. На своей даче в Красносельском районе он организовал настоящий музей, где можно увидеть самые удивительные вещи: от старинных телефонных аппаратов до самодельных роботов, созданных из подручных материалов.
Впрочем, сам основатель музея не любит это официальное чопорное слово, а своих посетителей называет исключительно гостями:
— Мы не проводим экскурсии, ко мне в дом люди просто приходят в гости. Не более того. Во-вторых, мы не называем это музей. Музей — это Русский музей, Эрмитаж. А у нас здесь небольшая экспозиция моей личной коллекции.
Тем не менее, гости стали появляться на дачном участке любителя стимпанка давно — ещё когда дом для экспонатов только строился.
— Здание само по себе росло в крайне необычной форме, и уже в этот момент народ сюда приходил и интересовался. Да и, по большому счёту, на улице уже какие-то экспонаты стояли, — вспоминает наш собеседник. — Точки отсчёта здесь не было и нет. Это происходило всё спонтанно. Мы даже не стали устанавливать забор, потому что в этом не было смысла. Народ либо стучался, просился зайти посмотреть, либо искал дырку в заборе. Поэтому решили отгородить жилую зону, где мы проживаем, и сделать уже это место доступным для всех.
Неочевидные связи вещей
Сейчас в необычном доме-музее Андрея Карзубова проводятся регулярные экскурсии: с 11 часов дня любой может прийти и послушать историю старинных и просто необычных предметов, собранных под одной крышей. Однако сам хозяин дома отмечает, что это не экскурсия в обычном понимании — это, скорее, экскурс в историю вещей с участием самих гостей.
При этом просто приходить в гости к инженеру и молча бродить между полками — дело бессмысленное. Карзубов подчеркнул, что у каждого предмета здесь есть своё назначение, которое может быть совершенно не очевидно на первый взгляд. Да и группируются вещи по определённому принципу, понятному только хозяину.
К примеру, на одной полке мы видим групповое фото космонавтов, старый мобильный телефон-«кирпич» и пару старинных дисковых телефонных аппаратов. Что может связывать все эти вещи воедино?
— Эту фотографию нам привёз начальник поисково-спасательной команды, который их (космонавтов — прим. ред.) отправляет в космос и забирает, — рассказал хозяин экспозиции. — А сотовый телефон рядом лежит для того, чтобы понимали: мощность бортового процессора на корабле «Восток», на котором летал Гагарин, равняется мощности этого телефона. Для наглядности, чтобы можно было понять, с каким компьютером летал Гагарин. Поэтому я и говорю, главное здесь — идея.
Микеланджело и алгоритм создания стимпанк-вещей
Обо всех этих ниточках, связывающих разные вещи, знает, наверное, только сам создатель экспозиции. А собирать предметы он начал ещё в глубоком детстве:
— У меня всё началось с коллекции маленьких автомобилей, 1 к 43. Их мне подарили родители, когда мне было 12 лет. И вот с этого момента я начал заниматься коллекционированием. А потом предметов становилось всё больше и больше... И, когда количество моделей в коллекции автомобилей дошло до 600, я просто перестал их собирать. Потому что я понял: либо я, либо они.
Но вот с другими ретро-вещами и необычными предметами, которые Карзубов модернизировал сам, всё сначала казалось проще: что-то можно убрать в подвал, что-то — на антресоли. Тем не менее, однажды инженер понял: придётся строить отдельный дом для коллекции. Но как она пополняется сейчас?
— Основная масса вещей собирается с развалов, из металлолома, да просто покупается, — рассказал хозяин музея. — Кстати, очень много приносят местные жители, иногда попадаются очень интересные предметы. Часть из них модернизируется в стиле стимпанк. Тут обычно задают вопрос: как это происходит? Давайте вспомним Микеланджело, который говорил: берём глыбу, отсекаем всё ненужное и, в результате, получаем скульптуру. Здесь берём какую-нибудь железяку, к ней приделываем всё нужное — и получаем изделие в стиле стимпанк! Вот такой алгоритм действия в моих работах.
От хлама в доме до самолётов и ретромобилей
Интересно, что впервые идея построить музей возникла у нашего героя в тот момент, когда он решил «разобрать хлам». Как водится, свой «хлам» он начал рассматривать, и выбросить половину, как предполагал изначально, не смог:
— Как всегда, стало жалко, поэтому было решено из него что-то сделать. И вот так появились два робота, которые стоят сейчас на улице.
Помимо роботов, необычными механизмами Андрей Карзубов украсил и весь дом. А главной достопримечательностью на его участке по праву можно назвать настоящий самолёт Ан-2. Его инженер привёз к себе на дачу по частям и уже на месте самостоятельно собрал.
Самолёт у него появился не случайно: выйдя в отставку, петербуржец не увлёкся рыбалкой или телевизором, а выучился на пилота-инструктора сверхлёгких самолётов. Он и сейчас является действующим пилотом, а помимо лёгких крылатых машин любит прыгать с парашютом.
Кроме того, во дворе музея стоят старинные автомобили, частично отреставрированные, частично — в довольно печальном состоянии. Все они ожидают своей очереди. Для того, чтобы всем ретропредметам подарить вторую жизнь, Андрею Карзубову не хватает двух банальных вещей:
— Всё упирается в деньги и во время. Это не приносит каких-то барышей, работа над такой экспозицией даёт возможность хоть как-то существовать, не более того. А забирает не только всё время и все силы, но ещё и все деньги. Потому что покупать приходится всё равно и расходники, и все материалы, электроды, железо, какие-то вещи, которые будут лежать в основе того или иного изделия...
Тем не менее, планы на будущее у инженера масштабные. Здание, в котором сейчас располагается экспозиция, должно стать лишь первой очередью в целой музейной системе. Позже Карзубов планирует отдать под музей и свой собственный дом, в котором сейчас живёт. Вместе с семьёй он хочет переехать в новое здание, которое построит однажды — если «хватит жизни».
Есть у инженера и ещё одна мечта: вместе с компаньоном он хочет создать на базе своего «Дома на колёсах» детский центр, где с подростками будут заниматься робототехникой, ментальной арифметикой, каллиграфией, а может быть, также музыкой и изобразительным искусством. Пока это только идея, но создатель музея отмечает: работа с детьми такого рода востребована, и подобный опыт у него уже есть.