Гении или вандалы: что мешает легализовать граффити в Петербурге

2 сент, 18:09
Екатерина Рубайко
«Жизнь» уличных рисунков в городе недолга: чиновники отказываются принимать их, несмотря на возмущение горожан. Почему власти непреклонны в вопросе легализации стрит-арта и нужны ли граффити Петербургу?
Фотоколлаж: wikipedia.org/Dominic Robinson/ instagram.com/urbanfresco

Стенка на стенку

Легализацию граффити в Северной столице обсуждают не первый год. Отсутствие легальных зон для уличного искусства приводит к тому, что каждый новый рисунок в Петербурге «живёт» на стенах здания не больше суток. Коммунальщики с остервенением закрашивают многострадальные граффити с Цоем, а поклонники Бродского сетуют на исчезнувшую через пару часов фреску с изображением поэта.

Но, возможно, причина недолговечности и нелегальности граффити в Северной столице в том, что петербургский стрит-арт менее интересен и социален, чем, например, европейский?

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея Олеся Туркина задаётся этим же вопросом, сравнивая работы петербургских уличных художников с практически «талисманом» стрит-арта — лондонским Бэнкси.

 Почему людям полюбился Бэнкси? Почему на его выставки собираются огромные очереди? Ведь он не только невероятно рисует, он также затрагивает важные социальные темы. Чего только стоит граффити в лондонской подземке, которое, увы, закрасили, с чихающими мышами — они говорят о пользе медицинской маски. Когда я еду в петербургском метро и вижу людей без масок, то думаю: «Нет у нас Бэнкси».
Фотоколлаж: banksy.co.uk/ vk.com/ГУП «Петербургский метрополитен»/ Дима Канеки

Лондонский символ

Во многих городах Европы и Америки стрит-арт вполне успешно смог ужиться с классической архитектурой и памятниками разных эпох. Например, в Лондоне, с его строгостью архитектурных форм, уличные рисунки на фасадах зданий, мостовых и станциях метро сумели вписаться в городскую среду. Значительный вклад в эту «гармонию» внёс знаменитый Бэнкси, которого изначально окрестили вандалом, а его работы злостно зарисовывали. Теперь же загадочный британский граффитист стал одним из самых высокооплачиваемых художников 21-го века, а его работы вырезают прямо из стен лондонских зданий и продают на аукционах за миллионы долларов. За появлением Бэнкси последовала целая плеяда талантливых граффитистов — таких, как Vhils, El Mac, Conor Harrington и многих других.

Фото: flickr.com
Фото: flickr.com

Жительница Лондона и школьный учитель Джулия Бальесте рассказывает, что для них стрит-арт стал неотъемлемой частью города.

— В целом, местным жителям нравится стрит-арт. Ты можешь увидеть его в разных местах города: под мостом, на стене большого склада, и он проявляется в различных формах — мемориалах, пейзажах, портретах и т. д. Туристы постоянно ходят по городу в их поисках, спрашивают у местных, где Шордич (знаменитый граффити-район в Лондоне — Прим.) и как найти рисунки Бэнкси. Лично меня не раздражают граффити. Я думаю, что стрит-арт — это оригинальный способ самовыражения, и он добавляет красок серому Лондону.
Фото: flickr.com Mikel
Фото: flickr.com/Mikel

«Волна» талантливых художников в Лондоне привела к изменениям в британском законодательстве: там появилось пояснение о том, что граффити могут быть удалены, если будет признано, что они наносят ущерб городской среде. Для легальных же рисунков в столице Англии обозначено немало «разрешённых мест», и это даже целые улицы и районы.

«Побег» на городские окраины

Жители Петербурга в целом одобряют граффити, но районные власти приравнивают стрит-арт к вандализму, и в мгновение ока изображения закрашиваются. Так случилось и с портретом Капитана Кунца на Лесном проспекте, с фреской с Бродским на улице Пестеля, героем фильма «Брат» и многими другими рисунками.

Уличное искусство должно по-своему рисовать историю города, реагировать на важные события. Если в городе на Неве стрит-арт — лишь портреты знаменитостей, может, он ещё не готов принять и понять уличное искусство?

По мнению экспертов, среди уличных художников Северной столицы есть свои дарования. Однако, глядя на запад, петербуржцы просто не успели оценить своих «родных» и не менее талантливых — таких, как Покрас Лампас, Владимир Абих, Стас Бакс и других, считает искусствовед Олеся Туркина.

 Оценка того, что мы видим, ещё придёт. Мы живем среди исторических личностей, но оценить это мы сможем только лет через 10. Вскоре мы не будем говорить «Наш Бэнкси». Мы будем говорить «Наш Лампас» или «Наш Абих».
Фотоколлаж: vk.com Севкабель Порт
Фотоколлаж: vk.com/Севкабель Порт

По мнению урбаниста Юрия Берестова, наши художники пока не пришли к тому, чтобы работать над социальными граффити.

— Думаю, что хорошим местом для граффити могут стать новостройки, которые активно застраиваются вдоль КАД, типа Кудрово. Там стоят ужасные высотки вдоль кольцевой без какой-либо инфраструктуры, внешний вид этих панелей вызывает ужас. В одной из таких окраин со временем может «вырасти» место а-ля Берлинская стена.
Фотоколлаж: wikipedia.org Bundesarchiv  flickr.com Alexxx Malev
Фотоколлаж: wikipedia.org/Bundesarchiv/ flickr.com/Alexxx Malev

Кроме того, петербургским уличным художникам стоит попробовать использовать не только баллончики, но и экоматериалы — например, пластиковые бутылки.

 Такие временные экспозиции могли бы появиться и в центре Петербурга. В таком случае, стрит-арт бы нес и социальную нагрузку, привлекал внимание к современным проблемам, — считает Берестов.
Фотоколлаж: wikipedia.org Dominic Robinson  wikimedia.org Alex 'Florstein' Fedorov
Фотоколлаж: wikipedia.org/Dominic Robinson/ wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov

Оживить центр

Традиционно приверженцы классического искусства оптимизма граффитистов, жаждущих разрисовать фасады центра Петербурга, не разделяют. Но эксперты считают: если мы хотим, чтобы город развивался, нужно позволить художникам внести свою лепту в исторический центр Северной столицы.

 Если считать, что наш город законсервировался и стал музеем, в котором ничего нельзя менять, то тогда можно обойтись без стрит-арта. Но если мы считаем, что Петербург — «живой организм», то стрит-арт, конечно же, нужен. Причем, и в историческом центре города. Конечно, никто не даст ничего нарисовать на Невском проспекте, поэтому стрит-арт прячется. Глухие дворы, арки, брандмауэры в центре Петербурга могли бы стать отличными площадками для стрит-арта. Такие рисунки очень оживляют городское пространство, — считает Олеся Туркина.


Другое по теме