Секрет числа «ПИ»: почему безработным и жителям Приозерского района не страшен COVID-19

Иммунитет каждого человека уникален. От одних заболеваний он защищает исправно, с другими справляется менее успешно. Секрет — в мельчайших клетках крови, лимфоцитах, которые могут не только уничтожать вредные бактерии и вирусы, но и запоминать их, чтобы в будущем встретить врага во всеоружии.
В масштабах города или страны подобную устойчивость населения к тому или иному заболеванию называют популяционным иммунитетом (ПИ), поясняет врач-иммунолог Европейского центра вакцинации Зоя Скорпилёва.
— ПИ является составляющей индивидуального иммунитета. Он формируется двумя путями — вакцинация или заболевание, — рассказала врач.
Чтобы массовая заболеваемость пошла на спад, иммунитет должен быть у 60-70% населения. Эпидемиологи по уже известным людям инфекциям добиваются нужного результата, прибегая к обязательной вакцинации. Попытки отказаться от неё неизменно приводят к беде, предупреждают специалисты.
— В 90-е, когда ПИ стал снижаться от дифтерии, это было связано с тем, что люди перестали вакцинироваться, была вспышка дифтерии во всем мире. В Финляндии за год привито было 96% населения. У нас — очень небольшой процент. Как только ПИ упал ниже 70%, мы получили заболеваемость. То же самое с корью в XXI веке, когда ПИ стал снижаться по всему миру, — констатировала Зоя Скорпилёва.
Сейчас перед миром новая угроза — коронавирус COVID-19. Принятые в Петербурге и области меры по самоизоляции и дезинфекции позволили сбить первую волну заболевания и избежать большего, по сравнению с некоторыми другими странами и регионами России, процента инфицированных. Но это же стало причиной низкого популяционного иммунитета.
— Те, кто не очень хорошо себя вели, имели больше контактов и не выполняли указания о самоизоляции, у них ПИ выше. А те, кто соблюдал — у них самый низкий ПИ. К примеру, несколько человек старше 80 больше трёх месяцев не выходили — они окажутся наиболее уязвимыми перед любой инфекцией, — считает профессор, директор Института Биорегуляции и геронтологии Владимир Хавинсон.

Вот и получается, что самыми недисциплинированными оказались безработные в плане социального разреза и жители Приозерского района — как территориальный маркер. Особенно в начале пандемии эта территория ходила вокруг топ-3 по заболеваемости и находилась в «жёлтой зоне».
Пока вакцина от COVID-19 не применяется, а лекарств не разработано, показатель популяционного иммунитета может вырасти только за счёт числа переболевших, убеждён Хавинсон.
— Эпидемия повысила уровень культуры населения. Чаще мыть руки, маски носить, социальную дистанцию — это уровень культуры. Это репетиция для более тяжёлых случаев, — нашёл плюсы собеседник.
Защита человека после выздоровления будет зависеть уже от устойчивости выработанных антител. При тяжёлой форме заболевания они сильнее, а в случае появления нового штамма вируса борьба с ним начнётся с нуля.