Общество
15:1512 августа 2020

Расстрелянные по дороге домой: история подростков, найденных в братской могиле под Тосно

Скелетированные останки 11 подростков — предположительно, мальчиков, пытавшихся осенью 1941 года добраться из Ленинграда в родную деревню — раскопали на днях поисковики под Тосно. По дороге домой мальчишек настигли и расстреляли фашисты.

Фото: 78.ru

Лесными тропами — на Любань

11 некрупных скелетов с пулевыми ранениями в голову, стреляные гильзы внутри полуистлевших грудных клеток и россыпи личных вещей — всё это участники поискового отряда «Ягуар» обнаружили при раскопках у посёлка Шапки Тосненского района Ленобласти. О том, что здесь ещё в самом начале Великой Отечественной войны была расстреляна большая группа подростков, рассказала поисковикам краевед Татьяна Киселёва. Пожилая жительница Шапок знала эту печальную историю с детства и ещё в 1980-х общалась с очевидцами тех событий.

— Здесь, по моему предположению и воспоминаниям жителей Шапок, которые были в оккупации, (захоронена) группа подростков, которые учились в Ленинграде в одном из фабрично-заводских училищ, — рассказала Татьяна Киселёва в интервью телеканалу «78». — В своей чёрненькой форме они пробирались окольными путями к своей дальней деревне Тосненского района, а возможно, даже Новгородской области. По основной дороге на Любань, видимо, побоялись идти — там уже было полно немецких войск. Это была середина сентября, из окрестных лесов всё население, которое там пряталось, уже вернулось, потому что немцы предупреждали: будем бомбить, и если найдём в лесах, то расстреляем.

Но если имена убитых жителей посёлка известны и не раз упоминались позже в советской прессе с приставкой «герои», то о похороненных в братской могиле подростках мы не знаем почти ничего. Как их звали? В каком училище они учились? В какую деревню возвращались домой? Возможно, это всё же удастся выяснить теперь, почти 80 лет спустя. А родители мальчишек об их судьбе так и не узнали.

— Для меня это самое жуткое — вот мой ребёнок, я отдала его в большой город, чтобы он получил профессию, и я не знаю, что с ним стало... — призналась Татьяна Киселёва.
ПриставыБлокадаЛенобластьПреступленияУбийстваИстория
Маргарита Звягинцева
Другое по теме