Fuze Krec — о возрождении рэп-баттлов, первом фильме про русский хип-хоп и Егоре Криде
Почти 20 лет назад музыкант Артём Бровков (Fuze) сумел скрестить хип-хоп с блюзом, сопроводив его романтичными и не лишёнными дворовой брутальности текстами, и собрать группу Krec. Вдохновение он искал на питерских улицах, там же встретил Антона — лирического героя, которому была посвящена, пожалуй, самая знаковая пластинка группы «Нет волшебства» — один из самых обсуждаемых релизов 2004 года.
Спустя пять лет группу покинул рэпер Ассаи, а вслед за ним о своём уходе объявил её бессменный битмейкер Марат. Да, Fuze остался один, но продолжил гнуть свою линию — создавал треки с той самой доброй крэковской грустью, разбавляя их песнями с совершенно новым стилем, смыслом и звучанием. В одной из последних работ Артёма звучат строки: «Все так хотят, чтобы уже Fuze успокоился, заслуженно ушёл на пенсию, стал комерсом», — однако он планирует «жить вечно».
Челленджи, эксперименты и возвращение Антона
— У вас сегодня был первый с начала пандемии концерт, и прошёл он в достаточно необычном формате — зрители сидят в машинах, не хлопают, не подпевают…
— Да, немного странный опыт. Но, что делать, времена сейчас такие. Всё равно я рад, что снова встретился со своими слушателями.
— Чем вы занимались во время самоизоляции?
— Я продолжил писать новую музыку. А в какой-то момент придумал себе челлендж — писать минимум куплет в день. И в течение 1,5 месяцев написал 50 куплетов, если не считать отдельно стихи или какие-то зарисовки. В общем, этот период был очень плодотворным.
— Ещё до пандемии у вас вышел альбом «МОСКВА-1», а в 2018 году — Head. Обе пластинки получились немного жёсткими и не похожими по стилю на другие ваши работы. Почему для вас так важно создавать такую музыку?
— Да почему жёсткие? Ну, альбом получился немного в другом настроении, немного в другой стилистике. Мне интересно экспериментировать, пробовать что-то новое. А почему нет? Иногда ты пишешь песню с определённым настроением или какой-то мыслью и понимаешь, что высказался не до конца, либо эту тему можно развить как-то по-другому. Из этого и получается такой альбом.
— «МОСКВА-1» родился после пребывания в крупном мировом центре. Вы как-то рассказывали, что большинство своих песен создаёте, прогуливаясь по улицам Петербурга. А чем вы вдохновлялись в этот раз?
— Москва — это большой мегаполис, гигантский, жизнь кипит. Это столица родины со всеми вытекающими последствиями. Не знаю, Питер — он всё-таки такой спокойный, все атрибуты мегаполиса есть, но он такой совсем лайтовый. А Москва — противоположность, почти полная, поэтому там есть чем зарядиться. Плюс там другие масштабы, другие скорости, другие амбиции у людей. Мне кажется, это интересно. Кстати, в этот раз другой битмейкер, с которым мы записывали, другая студия, другие условия жизни. Всё другое. Даже воздух другой.
— Получается, вы вышли из своей зоны комфорта?
— Насчёт комфорта, не знаю, мне там тоже было вполне нормально. Просто какие-то изменения более менее кардинальные.
— Один из ваших последних альбомов FRVTR 812 очень тепло восприняла публика, многие связывают это с тем, что спустя больше 12 лет там появился персонаж Антон. Как он вообще появляется в вашей жизни и в вашем творчестве?
— Ну, так просто… раз и заглянул вечерком в гости. Мы с ним живём в одно время, да, но мы с ним любим попутешествовать во времени, слетать в прошлое или поразмышлять о будущем.
— Стоит ли поклонникам ждать его появления в ближайшее время?
— Может, и появится. Но пока что не звонил.
«Я — не какой-то ортодокс»
— У вас ведь в последние пару лет не так много концертов?
— У нас сейчас больше всех концертов, можно сказать: у нас один — и это больше, чем у всех.
— Само собой, ну, а до коронавируса.
— До этого у нас нормально концертов было, ну, я не жалуюсь по крайней мере. Может быть, не так много, как у кого-то, но, смотря, с чем сравнивать. Всех денег не заработаешь, всех концертов не сыграешь. Сколько есть — это хорошо, поэтому я не жалуюсь.
— У вас никогда не возникало соблазна последовать последним трендам, благодаря которым молодые исполнители попадают в топ. Может, и концертов стало бы больше.
— Все мои коллеги, которые пытались следовать последним трендам — это обычно жалкое зрелище, честно сказать. Поэтому, следовать трендам — звучит странно. Можно попасть под какое-то веяние. Если Krec взять, то это в принципе моё размышление на тему современного звука, как я его вижу. Я не пытаюсь копировать. Есть куча исполнителей современных, которые мне нравятся, которые делают современную американскую, французскую или русскую музыку. Я — не какой-то ортодокс, который от всего открещивается, не слушает, не знает, не интересуется. Мне интересно, мне что-то нравится, я хочу что-то сам использовать, беру на вооружение. Но цель обогатиться или стать более популярным — это странно. Моя цель — просто делать хорошую музыку.
На баттл без амбиций
— В 2019 году форум Hip-Hop.Ru возродил онлайн-баттлы, причём событие оказалось достаточно громким. И вы вдруг приняли участие, хотя раньше мелькали только в качестве судей.
— Да, было дело.
— Почему решили туда вписаться?
— Если честно, я уже давно хотел. Один из бывших участников группы Maestro A-Sid миллион лет участвует в этих баттлах, и я всё время о них узнавал, но поздно, когда уже всё было в разгаре или заканчивалось. Да и вообще куча знакомых, известных чуваков там участвует. И я в принципе всё это время хотел бы поучаствовать: мне нравятся песни, нравится какие-то временные рамки себе ставить, новые задачи, вызовы. И вот у меня кто-то спросил, не хочу ли я поучаствовать в онлайн-баттле. Я сразу стал узнавать, как подать заявку. Позже Oxxxymiron мне скинул в Twitter ссылку на страницу с регистрацией, и я, не думая, зарегистрировался.
— Мне показалось, что негативных отзывов о нём оказалось больше, чем позитивных.
— Ну, не больше, их просто много. Потому что каждый, кто чувствует себя причастным, хотел, чтобы было снято так, как он это видел. Ну, возьми и сними фильмец такой, заморочься. Критиковать — проще всего. Раскритиковать, найти слабое место… Мне кажется, надо больше позитива и поддержки оказывать начинаниям. Может быть, второй фильм будет лучше.
— Самая главная претензия зрителей-поклонников хип-хопа заключается в том, что в фильме много лишних людей, которые не имеют отношения к рэпу. А людей, стоявших у истоков культуры, там нет.
— Ну, это притянуто за уши. Невозможно всех поместить в один фильм. И у меня вообще куча героев, которые для меня были важны, и я их считаю супер важными персонажами в культуре — они повлияли на меня, на окружение и на всё наше поколение. Но это не фильм о корнях хип-хопа, он о хип-хопе в целом, что он из себя представляет в данный момент. Это попытка осветить всю ситуацию в целом для людей, которые, возможно, об этом не знают ничего. А не для спецов, которые всё и так знают.
— Вы так строго ко всему подходите. Вообще, когда говорят Krec, чаще всего вспоминается ваше серьёзное, местами задумчивое лицо. А какой вы в жизни — что вас может рассмешить, удивить или разозлить?
— Ну, я вообще весёлый по жизни человек и требовательный в то же время. Если дело касается работы, я, конечно, не тиран, не отрываю голову и не штрафую за опоздания, всегда есть всем скидка, но совсем разгильдяйство я не люблю. Я предпочитаю высказаться, нежели копить недосказанность. Возможно, мы уже это проходили в нашей истории. А по поводу, чем меня можно удивить… Не знаю, хорошей шуткой. И развеселить шуткой.