Символ стойкости и патриотизма: крейсер «Аврора» отметил юбилей

26 мая 15:05
Виктория Хандус
Корабль спустили на воду 120 лет назад.
Фото: Ministry of Defence of the Russia/ globallookpress.com

В прошлое воскресенье в Петербурге отмечали 120-летие со дня спуска на воду «Авроры». Крейсер-музей до сих пор в составе военно-морского флота, а на его борту несут службу матросы и офицеры.

На территории корабля есть место, куда туристов никогда не пускают — на верхней палубе находятся машинные отделения и серые трюмы с низкими потолками и запахом солярки. Это территория военных моряков — экипаж из 30 человек несёт службу и следит за состоянием крейсера.

Бесконечные коридоры, километры проводов, всевозможные приборы и оборудование — всё это работает, как часы. Для многих крейсер «Аврора» — это просто исторический музей, но на самом деле это действующий корабль в составе российского военно-морского флота. Несмотря на то, что крейсер стоит без двигателей, на флоте он навечно корабль номер один, который вот уже 20 лет на службе у государства. На воду его спускали ещё при императоре Николае II, тогда-то ему присвоили знаменитое название, переименовав из «Дианы» в «Аврору».

Для своего времени это превосходный корабль с мощными пушками, крепкой бронёй и скоростью 26 узлов в час. Воевать крейсеру пришлось много: русско-японская война, битвы на Балтике во время Первой мировой, начало революции и знаменитый выстрел по Зимнему.

Крейсер "Аврора", 1909-10 гг./ Фото: wikimedia.org
— Никакое упоминание революции не обходилось без залпа «Авроры», что было некорректно, поскольку никакого залпа не было, а был одиночный выстрел с одного из орудий, — рассказал директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии Дмитрий Спивак.

Великая Отечественная война — отдельная страница в истории «Авроры» — тогда моряки крейсера насмерть сражались за Ленинград.

— Одно из орудий крейсера было установлено на бронепоезд «Балтиец», который защищал Ораниенбаумский плацдарм, по сути и сама «Аврора» в порту Ораниенбаума занималась защитой этого плацдарма, — пояснил заместитель директора Центрального военно-морского музея им. Петра Великого Сергей Курносов.

История корабля удивительно тесно переплелась с историей всего государства: «Аврора» не только воевала, но и снималась в кино. В фильме «Крейсер «Варяг» кораблю просто «достроили» бутафорскую трубу. Адмирал Колчак в исполнении Константина Хабенского в одноимённой ленте свой палаш в воду сбрасывает тоже с палубы «Авроры». А песню на музыку Владимира Шаинского в Советском Союзе знал каждый пионер.

Съёмки фильма »Адмиралъ
Съёмки фильма "Адмиралъ"/ Фото: kinopoisk.ru

После Великой Отечественной войны крейсер больше не воевал, отправился на вечную стоянку, а в 1950-е на нём открылся музей, где школьников принимали в пионеры, а нахимовцы постигали азы морского дела.

— Если в советское время здесь принимали в пионеры, то сейчас здесь принимают юнармейцев, посвящают в кадеты, получают дипломы выпускники военно-морских училищ. Жизнь не заключается только в исполнении функциональных обязанностей, — сказал командир «Авроры» Юрий Шишкарев.

«Аврора» уже давно превратилась в символ стойкости, патриотизма, силы русского оружия и одну из главных достопримечательностей страны. Славные традиции продолжаются и сегодня: каждое утро, как и 120 лет назад над крейсером поднимают Андреевский флаг.


Другое по теме