Вирусный формат: как пандемия может перекроить рынок продуктовых ретейлеров в Петербурге
После рекордных мартовских продаж уже в апреле продуктовые сети столкнулись с падением доходов. По оценкам аналитиков, только по формату гипермаркетов в Петербурге снижение может составлять до 50%. Между тем, не дожидаясь лета, многие люди со средним и чуть выше него достатком отправились на самоизоляцию в Ленобласть. Существование городских магазинов для такой категории покупателей теперь под вопросом. При этом летом даже в стандартном режиме продуктовые сети сталкиваются с падением спроса на 20%. В этом году из-за снижения доходов населения ситуация может сложиться ещё хуже.
На замок
О том, что «Лэнд» закроет два магазина на Фурштатской улице и на Комендантском проспекте стало известно после первых майских праздников. Эти точки ретейлер запустил в бывших помещениях сети Spar, покинувшей Россию в конце прошлого года. Тогда же сообщалось о планах по отказу «Лэнда» от реконструкции площади под гастромаркет во «Владимирском пассаже». При этом, как поясняли в руководстве сети, в целом во время пандемии оборот супермаркетов «Лэнд» снизился на 30%.
Уже накануне вторых майских праздников Х5 Retail Group сообщил о закрытии в Северной столице трёх своих гипермаркетов на Руставели, 43 литера А, Коломяжском проспекте, 17 корпус 1 и на Карбышева, 9 литера А. Здесь, впрочем, надо особо оговорить: свои планы по переформатированию «Каруселей» в «Перекрёсток» этот ретейлер широко анонсировал ещё осенью прошлого года. Всего по всей России переформатировать предполагалось 34 гипермаркета, с полным закрытием 20 точек к 2022 году и продолжением работы 37.
— Гипермаркеты на Коломяжском проспекте и улице Карбышева будут реконструированы в супермаркеты «Перекрёсток» большого формата. Площадь торгового зала будущего «Перекрёстка» уменьшится относительно гипермаркета, но будет превышать средний показатель по сети супермаркетов и составит 2800 кв м. На освободившемся пространстве будут организованы дополнительные сервисы для покупателей. Ассортимент большого «Перекрёстка» также будет шире, чем в обычном супермаркете, — поясняли 8 мая в пресс-службе компании.
Индивидуально, но в общем тренде
Как отмечает генеральный директор АН LAPINA Екатерина Лапина, в отношении «Лэнда» и X5 Retail Group с этими конкретными локациями правильнее говорить об индивидуальной стратегии развития, однако общий тренд на сокращение всё же есть.
С таким мнением согласен совладелец сети магазинов «Реалъ» Александр Мышинский. Он напоминает, что тот же «Лэнд» уже испытывал трудности. Так, прошлой осенью руководство этой сети уже опровергло информацию о возможном закрытии точек и обещало провести реконцепцию на собственные средства. При этом, по его словам, есть и те, кто «поднялся» на волне панических закупок горожан. Это, например, сети «родом» из Петербурга: «Окей» и «Лента». Их ранее заметно теснили федеральные игроки, типа «Магнита».
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков подчёркивает: в марте от пандемии выиграли все игроки рынка. Показал рост даже Metro Сash and Сarry, который давно таких результатов не демонстрировал. Это произошло за счёт примерно 15% покупателей, которые активно закупались на карантин. Но уже в апреле доходы у населения начали падать, а сами горожане приступили к потреблению дома запасённого впрок.
— В итоге только по гипермаркетам, по моим данным, падение могло составить около 50%. И, логично рассуждая, могу сказать, что карантин — это ситуация, которая ускорит зародившиеся тенденции, подстегнёт сильные тренды, заглушая более слабые. Один из таких трендов — это как раз ухудшение позиций гипермаркетов и отказ от них в пользу форматов меньшей площади и шаговой доступности, — отмечает эксперт, добавляя, что в мае с продолжающимся снижением доходов будет и дальше уменьшаться спрос.
Впрочем, как сообщила руководитель отдела развития ГК «Лосево» Антонина Зайцева, в их компании из 14 точек одна находится на карантине, она расположена в торговом центре.
— Остальные функционируют в прежнем режиме, но важно отметить, что у нас магазины разных форматов: фреш-маркеты площадью около 200 кв. м, небольшие магазины до 80 кв. м, автолавки и ларёк. У каждого своя специфика, например, магазин в Кузьмолово сохраняет прежние обороты, так как многие изолируются за городом. А оборот ларька напротив метро «Петроградская», основной поток которого — трафик из бизнес-центров и офисов, снизился. Тем не менее, необходимости сокращать площади на данный момент нет. Арендаторы практически во всех точках пошли навстречу, — пояснила она.
Опасное лето
По мнению Александра Мышинского, в условиях пандемии не выживут те ретейлеры, кто подошёл к ней в ослабленном состоянии и не имел подушки безопасности.
— У остальных ситуация не лучшая, но не критичная. Также важно понимать и то, что впереди лето. В ретейле в эти месяцы падение оборота составляет в обычном режиме до 20%, — заявляет он.
Как поясняет Иван Федяков, такому явлению есть самые простые объяснения. Во-первых, элементарно летом люди потребляют меньше продуктов, а, во-вторых, многие выезжают на дачи.
По словам аналитика, в зоне повышенного риска закрытий находятся петербургские магазины сегмента «средний плюс». Это точки для покупателей, соответственно, со средним и чуть выше доходом. При этом многие из таких горожан уже уехали на самоизоляцию в Ленобласть, соответственно, товары в городских магазинах не приобретают.
В этой связи представляется логичным решение «Лэнда» не рисковать. Под большим вопросом и запуск новых проектов.
— По опыту предыдущих кризисов можно сказать, что при снижение доходов населения на 10% розничный оборот продуктовых сетей уменьшается на 15%, — поясняет Иван Федяков.
По его словам, в совокупности всех этих факторов традиционное летнее падение в 20% в этом году может быть и выше.
На условиях анонимности участники рынка называют и первых ретейлеров — «жертв» COVID-19. Это, прежде всего, «Лэнд», который, впрочем, «хоронили» не раз. Однако 13 мая на сайте Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти к ретейлеру появились два новых иска на сумму примерно в 1,2 млн рублей. Кроме того, не пережить пандемию может и новая сеть Ki-market, которая по данным городским СМИ, основана бывшей женой владельца «Интерторга» (Spar, Семья) Инной Ким. В конце марта этого года второй ретейлер открыл первую точку на проспекте Королева и анонсировал запуск ещё 20.