Невероятное путешествие двух бабушек в Петербург из Белоруссии в разгар пандемии
«Представляешь, мы с сестрой со студенческих времён мечтали пойти в турпоход и обойти разные места Белоруссии, а время нашлось только сейчас. На пенсии!», — с оптимизмом рассказывает своей дочери 68-летняя Татьяна, звоня из гостиницы Богом забытого белорусского городка Верхнедвинска.
В разгар пандемии коронавируса, когда сознательные граждане себе не то, что турпоходы, походы в соседний магазин не всегда позволяют, рассуждения пенсионерки из Ленобласти звучат, как безответственное ребячество. А по факту — на многодневное путешествие двух пожилых женщин обрекло как раз-таки нынешнее положение вещей и правила игры, стремительно меняющиеся в подобных условиях. Закрытие границ, отсутствие транспорта, особая позиция Белоруссии, бюрократические препоны и «испорченный телефон» между дипломатами, пограничниками и гражданами — всё это сформировало причудливую историю двух «бабушек-автостопщиц».
Рискованные похороны
— Моя мама и её родная сестра живут в Ленобласти. В марте в Белоруссии умерла их близкая родственница, и они уехали в Гродно, чтобы организовать похороны. Подчеркну: они выехали из России по важной причине, — рассказала Нина Фёдорова-Аверьянова, бросившая клич о помощи в соцсетях.
Пока 68-летняя Татьяна и 78-летняя Мария (Прим.ред.: по просьбе героинь их имена изменены) решали юридические вопросы на территории братской республики, ситуация в мире стремительно менялась. Россия закрывает границу с Белоруссией. 5 апреля уходят последние поезда «Минск — Москва» и «Брест — Санкт-Петербург».
Позвонив в российское консульство, женщины узнали, что с транспортом дипломаты никак помочь не могут, а границу можно пересечь только на своём автомобиле.
— Они сами должны найти машину или пройти через границу пешком по навигатору. Так и сказали. Женщине 1942 года рождения. Женщине, чьё место рождения — блокадный Ленинград.
Нина в соцсетях нашла пожилым родственницам водителя, который согласился довезти до Петербурга за 2500 рублей с человека. Мужчина быстро собрал машину желающих со всей страны. 7 апреля Татьяна и Мария выехали из Гродно в Минск. А из Минска — в населённый пункт Молодечно, откуда и отправлялась столь желанная попутка. Делать нечего, могло быть и хуже…
Вход бесплатный, выход платный
Открытые границы Белоруссии сейчас — весьма занятный в юридическом плане прецедент. Как в том анекдоте про общественный туалет, куда вход бесплатный, а выход — платный.
С одной стороны, когда чуть ли не все страны мира свои границы закрыли, в том, чтобы держать свои границы открытыми, теряется, казалось бы, всякий смысл. С другой стороны, на территорию республики Беларусь по-прежнему могут попасть иностранцы. Поэтому для россиян и жителей других соседних с Белоруссией государств, оказавшихся в эти дни за рубежом, эта страна — как портал, последнее открытое «окошко на Родину», не считая редких спецбортов для вывоза соотечественников.
К слову, именно на этот «портал» рассчитывал и ещё один петербургский горе-путешественник Игорь Бузин. Пытаясь вернуться из отпуска домой, мужчина за два дня налетал 19 тысяч километров, повидав аэропорты Шри-Ланки, Катара, Парижа, Минска и на полпути даже был близок к успеху, приземлившись в Пулково. Но, поскольку у Бузина гражданство Таджикистана, пограничники так и не пустили его в Петербург, отправив пустым самолётом обратно в Доху. Сейчас 28-летний петербуржец — в столице Белоруссии, казалось бы, в шаге от цели. Но не всё так просто.
Неприятный сюрприз на границе
Пенсионерок, добравшихся 8 апреля на попутке до Псковской области, на границе ждал неприятный сюрприз. Со стороны Белоруссии границы как таковой не было, с российской стороны дежурили военные. Посмотрев на документы Марии, они сообщили, что женщина не имеет права проходить через этот пограничный пункт. Всё дело в том, что женщина, хоть и родилась в блокадном Ленинграде, сейчас имеет гражданство Украины с видом на жительство и регистрацией в Ленобласти. А гражданам других государств на время пандемии доступен единственный погранпереход «Три сестры» на другом конце Белоруссии.
По словам Нины, несколькими днями ранее в разговоре с консульством, её пожилая тётя несколько раз акцентировала внимание на своём гражданстве. Однако сотрудник, консультировавший их, эту деталь не учёл. То ли из-за неосведомлённости в условиях молниеносно меняющихся правил, то ли из-за простой невнимательности. Зато российские пограничники все детали учли.
— Сами пограничники очень хотели помочь, звонили начальству, чтобы получить разрешение на пропуск пожилого человека, но получили отказ. Приказ есть приказ.
Питерский водитель уехал дальше, а две пожилые женщины остались одни на пустой дороге среди леса. 3 километра пешком по нейтральной территории с тяжёлыми рюкзаками и чемоданами. Пенсионерки ещё не знали, что дальше — ещё 18 километров по пустой дороге до ближайшего населённого пункта.
На перекладных через всю Белоруссию
Через несколько часов на шоссе появилась первая машина. Повезло, что отзывчивый водитель, ехавший в другую сторону, согласился довезти до посёлка Освея. Там выяснилось, что до того самого погранперехода «Три сестры», где сходятся границы России, Белоруссии и Украины, 600 километров. А добраться до него можно на двух автобусах, поезде и попутке.
— Гораздо проще было отойти от пограничников на 500 метров и вернуться в Россию через лес. Когда я искала водителя, чтобы помочь выбраться маме и тёте из этой истории, мне то и дело попадались предложения местных «партизан» в стиле «переведём через лес». Но у моих родных такой идеи даже не возникло! Они думали про закон.
Усложнял ситуацию и тот факт, что Нина Фёдорова-Аверьянова сама сейчас проживает в Швеции, поэтому помочь пожилым родственницам, у которых периодически не работал телефон, практически ни чем не могла. Следующий звонок от мамы Нине раздался только на следующий день, из той самой гостиницы городка Верхнедвинск.
— Я, сидя в квартире, уже второй день переживала, а она меня ещё и успокаивала! Сейчас люди жалуются на то, как им тяжело сидеть в изоляции в собственном доме с набитым холодильником. Две пожилые женщины вообще не знают, как и когда доберутся до своего города, но при этом радуются тем возможностям, которые перед ними открылись.
Нарушение карантина поневоле
«Сейчас они в поезде Брянск-Санкт-Петербург», — сообщила нам по телефону Нина, когда нам вновь удалось связаться с ней. С 9 по 11 апреля «бабушки-путешественницы» преодолели следующий маршрут:
— автобус Освея — Верхнедвинск
— автобус Верхнедвинск — Полоцк
— поезд Полоцк — Гомель
— такси от Гомеля до границы
— пеший переход границы
— маршрутка от границы до посёлка Климово
— электричка Климово — Брянск.
Местные жители чем могли помогали женщинам на всём пути. Даже гостиницы в случае ожидания транспорта выселяли их позже расчётного часа. Сложнее всего дался уже второй пеший переход через границу и ожидание общественного транспорта, который в приграничных районах почти не ходит. По дороге было много дальнобойщиков, но им по нововведённым санитарным правилам строго запрещено сажать попутчиков в кабину.
— Транзитные грузоперевозки, а соответственно — и деньги, через Белоруссию проходят. При этом и от коронавируса власти своих граждан в чём-то защищают, сводя к нулю их контакты с дальнобойщиками.
Фотоотчётом пенсионерок об их приключениях вдохновился бы любой режиссёр для съёмок какого-нибудь крутого «тревел-муви»! Всё это было бы смешно, если бы не было так тревожно.
На въезде в Россию пограничники, как и полагается, выдали женщинам предписание об обязательном 14-дневном карантине. Однако после этого, пенсионерки вынуждены ещё два дня добираться на нескольких видах общественного транспорта до Ленобласти. И это — после четырёдневных скитаний на перекладных через всю Белоруссию. Скитаний тех, кто в силу возраста сейчас наиболее подвержен риску осложнений от коронавирусной инфекции.
— Зачем отменять весь общественный транспорт между Россией и Белоруссией, если посольство не организовало работу платных автобусов для возвращения людей домой? Моя мама — врач. Она пенсионер, но при этом она остаётся очень опытным и профессиональным кардиологом, которых сейчас так не хватает. Она готова работать, чтобы помочь людям. Многие больные коронавирусом умирают от обострения болезней сердца. Зачем консульству помогать врачу вернуться в Россию? Отменили поезда, да и молодцы.
Как позже в телефонном разговоре пояснили нам в российском посольстве, граждане России могут беспрепятственно вернуться из Белоруссии на территорию нашей страны. При этом распоряжение властей о закрытии границы можно якобы двояко трактовать, и порядок пропуска граждан иностранных государств необходимо уточнять в пограничных комитетах Псковской, Брянской и Смоленской областей. В Пограничных управлениях ФСБ РФ вышеуказанных регионов нам подтвердили, что проход иностранцев с видом на жительство и регистрацией на территории РФ возможен только через пункт пропуска Новые Юрковичи (или же — «Три сестры»).
Тем, кто сейчас столкнулся с похожей проблемой, что и бабушки-путешественницы из Ленобласти, информация будет полезной. В том числе и тому самому петербуржцу с таджикским паспортом Игорю Бузину, с горем пополам добравшемуся до Минска.