ДНК-вакцина от коронавируса: учёный Андрей Козлов рассказал о ходе разработок в Петербурге

11 апр, 12:04
Елена Кобзева
Работа над вакциной от COVID-19 ведётся по всему миру, и Россия — не исключение. Трудятся над ней и в Петербурге. О том, когда начнутся испытания на людях и в какие сроки отечественная вакцина будет готова, рассказал профессор Политеха Андрей Козлов.
Фото: пресс-служба СПбПУ

Концепция генетических вакцин

Чем будет принципиально отличаться новейшая вакцина против коронавируса от вакцин против гриппа и других его «вирусных собратьев» старого поколения? Каким образом наработки петербургского учёного в сфере борьбы со СПИДом помогу в войне с COVID-19? И когда, в конце концов, нам ждать готовую отечественную вакцину? Обо всём этом в подробностях рассказал 78.ru известный петербургский учёный, профессор Политехнического университета, руководитель лаборатории Института общей генетики Академии наук Андрей Козлов.

По словам профессора, новая вакцина будет создана на принципиально новой платформе. Ранее вакцины делались на основе самого вируса — ослабленного или вовсе убитого. Введение лёгкой формы вируса в организм позволяло выработать антитела и защитить человека от реальной заразы. Но теперь в таком подходе нет необходимости — существует принципиально новая концепция вакцины.

Андрей Козлов/ Фото: пресс-служба СПбПУ
— Эта концепция называется «ДНК-вакцина». Мы над ней начали работать ещё в связи с эпидемией СПИДа, которая продолжается до сих пор, — рассказал учёный. — Когда вспыхнула эпидемия СПИДа, примерно в тот же период времени было показано, что ДНК и РНК способны вызывать иммунную реакцию на те гены, которые они кодируют. И это привело к возникновению концепции ДНК-вакцин и РНК-вакцин. Тогда же было показано такое удивительное свойство, что ДНК-вакцины против одной разновидности гриппа могут защищать и от другой разновидности гриппа тоже. Поэтому и казалось, что ДНК-вакцины смогут побороться с вирусом СПИДа.

Использование ДНК и РНК вируса значительно безопаснее и позволяет создавать вакцины значительно быстрее. Сам Андрей Козлов уже много лет работает над созданием вакцины от СПИДа, а также над различными онкологическими проблемами. В сфере онкологии, к примеру, учёный совсем недавно совершил серьёзный прорыв.

Но вернёмся к COVID-19. По словам эксперта, сама концепция ДНК-вакцин в мире уже достаточно широко распространена:

— Имеется несколько вакцин, которые используются в ветеринарии, и очень много вакцин разрабатывается против самых разных инфекционных патологий человека, против опухолей. Особенностью этих вакцин является то, что их быстрее разрабатывают, чем белковые вакцины.
Frank Rumpenhorst
Frank Rumpenhorst

Весь научный мир сейчас двигается именно в «генно-инженерном направлении», отметил Андрей Козлов. Чем же так хороши генетические вакцины?

— Они безопасны и их легче производить в больших количествах, — пояснил профессор. — И легче разрабатывать их новые типы. Поэтому, когда вспыхивает новая эпидемия, такую вакцину можно разработать очень быстро.

В авангарде научных изысканий

Как выяснилось, Петербург уже давно на передовой подобных разработок. Именно у нас впервые в России испытали ДНК-вакцины на людях — здоровых добровольцах.

— Клинические испытания провела моя группа, — рассказал Андрей Козлов. — Причём, когда мы ещё начинали с ней работать, говорили, что нам Минздрав никогда не разрешит (клинические испытания). Настолько это необычно и ново. Но, тем не менее, Минздрав оказался на высоте, он разрешил, и мы отработали целую новую платформу, или технологию ДНК-вакцин.
Фото: Arne Dedert globallookpress.com
Фото: Arne Dedert/globallookpress.com

Когда в мире началась эпидемия, учёные стали работать над вакцинами на самых разных платформах. Так, специалисты Института биоорганической химии РАН предлагают создать вакцину на основе липосомальных технологий. Над разработкой РНК-вакцин также работает петербургская компания BIOCAD. Некоторые компании в мире уже начали тестировать вакцину на людях. В России, к сожалению, эти процессы идут несколько медленнее.

Тем не менее, научная группа под руководством Андрея Козлова также обратилась к Академии наук со своими предложениями по ДНК-вакцине от коронавируса.

— И не только мы (работаем над вакциной), насколько я знаю, — отметил учёный. — Несколько институтов, несколько исследовательских групп работают в этом направлении. Какие-то дальше прошли, какие-то ещё только начинают. Вот «Вектор» уже начинает испытывать своих «кандидатов» на животных. Институт гриппа сейчас очень хорошо работает с коронавирусами, секвенирует новые изоляты российских коронавирусов, и так далее.

Конечно, такие разработки происходят непросто. Как отметил Андрей Козлов, подобные вакцины создаются в консорциумах, объединяющих несколько институтов и исследовательских групп. Но в Петербурге консорциум уже создан — он был образован в результате работы научной группы Андрея Козлова над вакциной от СПИДа. А значит, времени потребуется значительно меньше.

Фото: пресс-служба СПбПУ
Фото: пресс-служба СПбПУ
— Но для таких вещей, чтобы разрабатывались новые препараты и вакцины, требуется много денег и политическая воля, — отметил учёный. — Я надеюсь, что сейчас у правительства есть и то, и другое, ну, а мы поможем.

О сроках и «вакциновой суверенности»

Сколько же времени потребуется на разработку вакцины? Когда нам ждать результат? Торопиться и «сжимать сроки» в подобном деле категорически нельзя — это может быть чревато печальными последствиями.

— Во всём мире обозначают периоды от года до полутора лет до выхода на испытания на добровольцах. Так и мы объявляем такой же срок, — рассказал Андрей Козлов. — Может быть, мы и побыстрее это сделаем, если будут благоприятные условия складываться. Но пока сроки такие. Потому что испытания, особенно на животных, нельзя очень быстро проводить, а тем более клинические испытания на здоровых добровольцах. Они тянутся довольно долго.

До испытаний на добровольцах и животных вакцине необходимо пройти ещё стадию лабораторных испытаний in vitro — что называется, «в пробирке». А перед этим современные учёные проводят тщательные расчёты на компьютере — эта стадия называется in silico.

Фото: Hendrik Schmidt globallookpress.com
Фото: Hendrik Schmidt/globallookpress.com
— И это тоже очень важный и ответственный этап, — подчеркнул учёный. — Потому что нужно посчитать сначала, что вы там будете делать in vitro. Потом сделать in vitro, потом засунуть в животных, а уж потом переходить к работе с людьми. Я должен вам сказать, что мы все эти стадии проходили с разработкой вакцины против СПИДа, и технология, в основном, разработана. Поэтому это потребует не 20 лет, а гораздо меньше.

Но через год-полтора пандемия — по крайней мере, мы все на это надеемся — уже закончится. Есть ли в таком случае смысл в разработке этой вакцины? К тому же, сам профессор Козлов отметил, что подобные эпидемии обычно заканчиваются «естественным образом».

— Но это не значит, что вакцину не надо делать. Даже если мы не успеем в эту эпидемию, мы поспеем к другим эпидемиям, которые, не дай Бог, будут. Вот такой путь — научный путь, и другого пути нет.

Андрей Козлов подчеркнул, что Советский Союз всегда был «великой вакциновой державой»:

— То есть мы сами производили вакцины от всех инфекций. И я надеюсь, что эта традиция у нас продолжится. Потому что, смотрите: что-то случилось в Европе, и они все сразу изолировались друг от друга. Поэтому нельзя в данных обстоятельствах полагаться, что мы где-то что-то закупим. Надо всё своё иметь и в этом смысле быть независимыми и суверенными. Поэтому, собственно, и нужна нам эта дорогостоящая наука, масса этих научных сотрудников, которые непонятно что делают, и всё это очень дорого стоит... А потом вдруг оказывается, что они все очень нужны. Как сегодня.
Другое по теме