Школа на дистанции: какие проблемы и сложности ожидают детей на удалённом обучении?

6 апр, 18:04
Елена Кобзева
В условиях пандемии школьники Петербурга переходят с 6 апреля на дистанционное обучение. Как организован учебный процесс? Готовы ли к такой форме преподавания школы и учителя? И какие учебные трудности ждут наших детей в эпоху самоизоляции?
Фото: Ulrich Perrey/ globallookpress.com

Возможные схемы организации «дистанционки»

Безумный 2020 год принёс петербургским школьникам маленькую радость в виде длинных весенних каникул. Но каникулы заканчиваются, и с 6 апреля детям всё же пришлось вернуться к учёбе. Впервые в истории нашей страны школьное образование массово переходит на дистанционный формат. Разумеется, новый опыт всегда сопряжён с трудностями — но выйдет ли этот блин комом, или всё же есть надежда на успешную организацию учебного процесса?

Дистанционное обучение в наши дни предполагает связь учеников и преподавателей по Интернету, использование мессенджеров и видеосвязи, различных онлайн-платформ и множества материалов, доступных в сети. Если учесть, что компьютер есть практически в каждой семье, а гаджеты — почти у любого ребёнка в нашем городе, то, на первый взгляд, никаких проблем быть не должно.

Фото: pixabay.com

Вот только в марте родители массово возмущались из-за отсутствия у школ единой стратегии в организации «удалёнки». Между тем, несколько дней назад начальник отдела общего и дополнительного образования комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Максим Винокуров на пресс-конференции подробно рассказал обо всех вариантах дистанционного обучения — и отдельно отметил, что в выборе исключительно одного варианта нет никакой необходимости.

По мнению Винокурова, каждая школа может избрать свою стратегию, в зависимости от технических и других возможностей. Всего он выделил четыре основные модели «дистанционки»:

Первая, предпочтительная, заключается в полноценном использовании специализированных онлайн-платформ, которые были созданы специально для удалённого обучения школьников. Всего, отметил Максим Винокуров, Министерство просвещения РФ рекомендует около 20 таких платформ.

Вторая модель — комбинированная. Она подразумевает параллельное использование ресурсов электронных учебников вместе с сервисами электронных журналов — таких, как Дневник.ру. Последними школы пользуются довольно давно, так что в этом нет ничего кардинально нового. По словам Максима Винокурова, именно эта модель в большинстве школ выбрана как преобладающая.

Третья модель «подразумевает использование продуктов, обеспечивающих тексто-голосовую связь посредством подключения к сети Интернет, например, Скайп, который позволяет организовывать вебинары, онлайн-библиотеки видеоуроков, совместно с сервисом электронного дневника, рассказал спикер. По его словам, Минпросвещения делает особый акцент на сервисы видеосвязи при организации обучения на удалённой основе.

Фото: Kay Nietfeld  globallookpress.com
Фото: Kay Nietfeld/ globallookpress.com

Четвёртая модель подойдёт тем, у кого нет технической возможности организовать обучение ребёнка через Интернет — из-за отсутствия дома компьютера, гаджетов или плохого подключения. Эта «классическая» схема предполагает формирование индивидуального пакета заданий и использование учебников, рабочих тетрадей и прочих материалов. Организация обратной связи в данном формате пока продумывается.

Максим Винокуров заявил, что «в настоящий момент вся система образования готова к переходу на дистанционное обучение с 6-го числа».

Видеосвязь — решение или проблема?

Между тем, в тот же день, 1 апреля, уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге Анна Митянина рассказала, что 15 тысяч петербургских школьников не смогут перейти на онлайн-обучение с 6 апреля — у них просто нет технической возможности для этого. Митянина даже обратилась к представителям бизнеса с просьбой оказать школам помощь. По словам уполномоченного по правам ребёнка, ей поступило уже несколько десятков обращений от родителей, которые хотят понять, готовы ли учителя к дистанционному обучению, и как будет строиться работа.

Через два дня, 3 апреля, вице-губернатор Ирина Потехина заявила, что дети из многодетных семей, имеющие проблемы с техникой, будут обеспечены планшетами за счёт городского бизнеса. Всего предприниматели передали школам около 4000 гаджетов. Их выдадут во временное пользование детям.

Фото: Elmar Kremser  SVEN SIMON  globallookpress.com
Фото: Elmar Kremser/ SVEN SIMON/ globallookpress.com

Тем не менее, в сложной ситуации, если верить озвученным Анной Митяниной цифрам, остаются ещё 11 тысяч школьников. И тут встаёт вопрос — как им быть? С другой стороны, все чиновники в один голос утверждают, что учителям следует сосредоточиться на использовании Скайпа — для осуществления прямой видеосвязи с детьми. Но вот сами учителя петербургских школ слишком хорошо понимают, что это не осуществить в реальности.

Сергей Букинич, преподаватель истории петербургской гимназии № 116, в 2006 году завоевавший звание «Учитель года», отметил в интервью 78.ru:

— Сейчас энное количество людей говорит о различных видеоплатформах, но, при этом, почему-то не очень многие обращают внимание, что в том же Скайпе я не смогу подключиться ко всему классу — а это где 20-30 человек. Так же, как и эта платформа Zoom, которую широко разрекламировали. Но там, насколько я понимаю, первые 40 минут бесплатно, остальное — за деньги. Возникает вопрос — за чьи? Учителя, администрации? Города, который на это не предусматривал в бюджете никаких средств?

Учитель вспомнил недавнее интервью директора президентского физико-математического лицея № 239 Максима Пратусевича, в котором глава одной из лучших школ Петербурга заявлял, что готов выложить эти 20 тысяч в месяц из собственного кармана.

— Мне кажется, это не самый лучший выход из ситуации, — резонно замечает Сергей Букинич. — Может быть, у Максима Яковлевича и есть такая возможность, а у других директоров такой возможности нет.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Да и не должны школьные учителя оставаться без куска хлеба, вкладывая собственные деньги в образование учеников. Кроме того, учитель истории в целом считает завышенными ожидания от видеоплатформ:

— На мой взгляд, это не лучший вариант. Почему? Потому что это говорящая голова, будем говорить объективно. Если вам нравится наблюдать голову своего учителя в течение этих 20-30 минут — может быть он, конечно, замечательный… Но мне всё-таки кажется, что урок должен быть насыщен: интерактивная карта на заднем плане, то, что у нас возможно сделать в учебном кабинете, различные видеофрагменты, мы также анализируем фото, карикатуры… В общем, обычно у нас идёт полноценная работа. А здесь будет просто говорящая голова. И я, честно, не совсем понимаю ажиотаж, связанный с этими видеохостингами.

Цифровизация не успевает

Многочисленные онлайн-платформы, которые так рекламирует нам Минпросвещения, тоже не являются панацеей. Конечно, там можно найти много полезных материалов, от учебников до полноценных уроков и дополнительных заданий. Но здесь скрыта ещё одна проблема. О ней упомянул в беседе Сергей Софенко — преподаватель биологии, географии и химии лицея № 533, лауреат премии «Учитель года-2013»:

— Дело в том, что, когда все ринутся на эти онлайн-платформы, они будут висеть. И сейчас многими частенько пользоваться невозможно.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Эту беду отметил и Сергей Букинич:

— Мы столкнулись с тем, что, например, на портал петербургского образования сложно выйти — он виснет. Или я ребятам скидываю ссылки на те или иные всероссийские площадки, а дети говорят, что они не открываются. Одно дело — говорить о цифровизации, компьютеризации, но вот настал такой момент, когда это всё проверяется, и видно, что это не очень хорошо работает.

Неужели нет выхода из ситуации? Конечно, есть. Но каждый учитель находит свой собственный выход. В зависимости от возможностей школы, потребностей предмета и привычного метода преподавания. Так, например, Сергей Букинич, как и многие другие учителя, использует для общения с учениками, в первую очередь, соцсети. В группах во «ВКонтакте» преподаватели выкладывают презентации, задания, ссылки на учебные материалы и многое другое.

Правда, и тут возникают сложности.

— Я, например, на стене группы выложил презентацию, в которой говорю, как будет построена наша работа, — рассказал учитель истории. — То есть я предварительно выложил материал, чтобы дети с ним ознакомились, потом мы поработаем в течение нашего дистанционного часа, точнее, 30 минут, затем послесловие… И я получаю поразительные вопросы: «А как будет организована наша работа?». Один, второй, третий… Я спрашиваю: «Ребята, вы вообще стенку читаете?». Я там готовился, сделал презентацию со смешными зверушками, чтобы ребята немножко улыбнулись в эту суровую годину…
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

На очном уроке в школе всё просто: преподаватель объясняет материал у доски перед всем классом, и даже если один-два ученика пропустят его мимо ушей, основная часть, всё равно, услышит. В данном случае эту работу можно будет умножать едва ли не на 30.

Вал дополнительной нагрузки

Нагрузка на учителей возрастёт и по множеству других направлений. Например, если кто-то не дружит с социальными сетями, Сергей Букинич, по его словам, всегда готов отправить домашнее задание по электронной почте:

— Понятно, для меня это дополнительная нагрузка: позанимайся с ребятами в группе, проверь их домашнее задание, умножь 30 заданий на 6-8 классов — и ещё дополнительно сбрось на десяток-другой электронных адресов эти задания. А потом их так же прими и обработай. Но есть масса вариантов.

Точно так же, как и с выполнением домашнего задания: можно сделать его в тетради и прислать учителю фото, какие-то задания, по мнению Сергея Букинича, допускается набирать на компьютере:

— Всё зависит от сложности задания, которое получит ученик. Но нашему брату-учителю я тут не позавидую. Мы всё-таки, как ни крути, привыкли как: пришли в класс, провели работу, собрали листочки и проверили их тут же или, может быть, в конце этого же учебного дня. А тут придётся всё это обрабатывать в электронном формате, и это будет, конечно, очень большая нагрузка. С другой стороны, сейчас все находятся в непростой ситуации, так что чего здесь стонать. Надо работать.

«Наверстаем после карантина»

Но есть учителя, которые, в силу особенностей своего предмета, всё же не смогут обеспечить детям полноценное изучение материала дистанционно — наша система образования пока к такому не готова. Так, Сергей Софенко отметил, что химию объяснить детям онлайн будет довольно сложно:

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Потому что, во-первых, там есть практическая часть, а во-вторых, большое количество задач, особенно в 8, 9 классе. И их нужно объяснять, а объяснять лучше с мелом у доски, а ещё лучше — подходя к каждому индивидуально, как я делаю, например.

В ещё более сложном положении, считает Сергей Софенко, оказались учителя иностранных языков:

— Всё, что касается аудирования, навыка говорения, различные диалоговые комбинации — это дистанционно, конечно, сложно сделать.

Впрочем, преподаватель химии, биологии и географии не теряет оптимизма:

— Я думаю, что карантин не вечен. И всё, что мы не сможем сделать сейчас, за время вынужденной разлуки с детьми, мы наверстаем, когда выйдем в школы.

В такой ситуации дети, у которых нет возможности учиться онлайн, вполне могут какое-то время обойтись и одними учебниками, отметил Софенко. В конце концов, по мнению преподавателя, «нет ничего более методически правильного, чем текст учебника с соответствующим комплексом заданий, иллюстраций и приложений».

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

А Сергей Букинич сравнивает ситуацию с затяжной болезнью учеников — наверстать всё равно потом можно, уверен он. Кроме того, основная часть материала уже была получена детьми в первом полугодии. Вот только выходит, что полноценное обучение на дистанции у нас пока невозможно.

В четырёх стенах с родителями

Существуют и другие сложности. По мнению Софенко, КПД школьников, в любом случае, упадёт на время карантина — просто потому, что им придётся приспосабливаться к новым форматам. Среди недооценённых проблем Сергей Букинич назвал и психологические сложности, которые неизбежно возникнут у школьников:

— Всё зависит от того, какие условия у ребёнка дома, чтобы заниматься. Представим, что оба родителя в это время тоже работают на удалёнке, а компьютер один. Конечно, можно заглядывать в небольшой экран смартфона или планшета… А если кто-то (из родителей), не дай Бог, оказался в сложной ситуации и лишился работы… Как понимаете, это будут не самые лучшие часы для занятий. Но, тем не менее, лучше заниматься дома в этой ситуации, чем подвергать опасности жизни и здоровье одноклассников.

«Дистанционка» создаёт сложности также из-за отсутствия прямой эмоциональной связи между учеником и учителем, считает Ольга Тупаец, преподаватель русского языка и литературы лицея №126:

— Учитель может и объяснить, и поддержать, и как-то повеселить, и показать нюансы предметов. Это всегда работа человека образованного, ребёнку это самому не постигнуть. А вообще, если ребёнок хочет, он всё найдёт и выучит. С учителем просто проще — и помогут, и заставят, это ещё и дисциплинирует.
Фото: Gwendoline Le Goff  globallookpress.com
Фото: Gwendoline Le Goff/ globallookpress.com

Другие учителя также согласны с тем, что, в конечном итоге, львиная доля успеха дистанционного обучения зависит от желания самого ученика. А вот якобы имеющуюся проблему взаимодействия учителей старшего возраста с компьютером Сергей Букинич считает надуманной. В школе, отметил он, давно введены электронный документооборот и электронные журналы, и освоение какой-то новой онлайн-платформы не станет для учителя трудностью.

— В конце концов, либо мы придумываем причину, почему мы не будем работать, либо ищем выходы, как всё-таки успешно работать и учиться, — подводит итог Сергей Букинич.
Другое по теме