Сохранили память о войне: в деревне Коккорево продолжит работу музей «Дорога жизни»
Чтобы спасти музей Дороги жизни, пришлось договариваться с охотниками и рыболовами. Решение найдено — музей в деревне Коккорево Всеволожского района Ленинградской области сохранит свою экспозицию. В начале марта активисты пожаловались на возможное исчезновение хранилища и уникальных экспонатов времён блокады — нет финансирования. А ведь именно в Коккорево в годы Великой Отечественной находился штаб Дороги жизни. В 1960-х местные жители приносили туда самые ценные семейные реликвии, передаёт корреспондент 78.ru.
Только так — с широкой улыбкой на лицах — авиатехники встречали после вылетов лётчиков. Измождённые от напряжения, терявшие по два килограмма за вылет, смельчаки из морской авиации Балтийского флота первыми в августе 41-го отправились бомбить Берлин, а потом — защищали Дорогу жизни на Ладоге, которая связывала осаждённый Ленинград с Большой землёй.
— Норма вылета для лётчика — два раза в сутки, но они делали по пять-шесть вылетов и, конечно, очень сильно уставали, — объясняет научный сотрудник комплекса «Дорога жизни» Александр Войцеховский.
Сейчас здесь музей, а во время войны на этом месте стоял дом, в котором жили военные лётчики — под одной крышей сразу 43 героя Советского Союза. Здесь они отдыхали, писали родным письма и снова уходили в бой. Сегодня благодаря высоким технологиям каждый посетитель может почувствовать, что такое бреющий полёт — на минимальной высоте — и попытаться взлететь под вражескими обстрелами. Этот уникальный музей готовится к официальному открытию.
— Справа будет площадка для проведения митингов, собраний и, вероятно, в последующем можно будет давать присягу воинам-лётчикам или кадетам прямо перед стелами, которые будут стоять на этой площадке, — показывает научный сотрудник комплекса Александр Дмитриев.
А в этом старом, потрёпанном военным лихолетьем доме в посёлке Коккорево в годы Великой Отечественной размещался один из штабов, который обеспечивал работу Дороги жизни. В одну из комнат дома почти полвека назад участники тех событий принесли личные вещи, фотографии, письма — так возник народный музей, куда долгие годы приезжали пионеры, школьники и ветераны.
— Открылся 19 мая 1974 года — все предметы найдены на местах сражений — ветеранами и учениками школ при помощи учителей, которые помогали, — делится заведующий обособленной экспозицией музея «Дорога жизни».
Когда-то эта экспозиция была частью музея блокады Ленинграда, но восемь лет назад собственник здания — Общество охотников и рыболовов — полностью приватизировал дом. А это значит, что ни власти Петербурга, ни власти Ленинградской области по закону не имеют права выделять ни копейки бюджетных средств на содержание экспозиции. Юридически это не музей. И потому долгие годы он находился в упадке. Но теперь власти нашли решение, позволяющее спасти экспозицию.
— Мы договорились, что Общество охотников и рыболовов, которое является собственником здания, передаст ту часть, где находится экспозиция, одному из государственных музеев. Мы не договорились пока только, какой это будет музей. Решим это чуть позже — взяли на это ещё десять дней, — говорит губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
В том, что каждая фотография, каждое письмо будут сохранены — нет никаких сомнений. Музейщики Ленинградской области восстановили чуть ли не по минутам хронологию каждого дня работы Дороги жизни. Никому до войны не удавалось построить на льду трассу длиной в 33 км, где были свои дорожные знаки и регулировщики. Летом было не легче — путь удлинялся, баржи — бомбили. Но в осаждённый город с Большой земли везли всё самое необходимое. Ольга Берггольц потом напишет «ещё не знают на земле страшней и радостней дороги». Её историю трепетно хранят и ещё в одном музее — на месте бывшего посёлка Осиновец.
Пока мы храним память, будет жить историческая правда. Поэтому нет сомнений, что каждый экспонат из музея в Коккорево — фотография, фронтовое письмо, планшет военного лётчика — всё это будет бережно сохранено.
Ранее 78.ru писал о том, что в Ленобласти было возбуждено уголовное дело по факту разрушения музея «Дорога жизни».