Магия «От коронавируса»: как петербуржцы и фармкомпании наживаются на вирусе?
От коронавируса, как заклинание
«Эффективно против коронавируса» — подобные рекламные объявления ещё две недели назад допускались и носили характер больше «общеукрепляющий» и познавательный. С радиостанций доносилось: «В борьбе с неведомым вирусом — это лекарство станет отличным помощником».
Столкнувшись с угрозой, а в следствии и паникой мирового масштаба, не только сегодня — во все времена были спекулянты, способные быстро приспособиться и на волне разрастающегося страха найти способ наживы. Так, среди представителей фарминдустрии появились желающие приписать своей продукции чудодейственные свойства.
Правда, всё медицинское сообщество изо дня в день вторит одно: «Не заниматься самолечением, не поддаваться панике и уж тем более не прибегать к методам народной медицины». Если говорить про новый для всего мира коронавирус, то на сегодняшний день вакцины не существует, как и нет универсального метода лечения.
Каждый может в качестве профилактики только обезопасить себя и исключить из группы риска, соблюдая правила, размещённые на сайте ВОЗ. Информацию о них также можно найти на сайте оперативного штаба в Москве, а ещё ознакомиться в телеграмм-канале оперативного штаба в Петербурге.
Но проще запомнить — мыть руки; по возможности приобрести маски и носить их в общественных местах; соблюдаться дистанцию и свести к минимуму социальные контакты.
Магический «Арбидол»
Однако от спекулянтов никуда не деться и даже именитые фармкомпании позволяют себе лишнее. Петербуржцы ещё до сообщения ФАС жаловались на повышение цен на препарат «Арбидол». Всё просто, в начале марта была запущена кампания, в которой упоминалось, что именно это противовирусного средство эффективно при борьбе с коронаврусом.
Магическое сочетание «от коронавируса» в синтезе с человеческими страхами привело к заоблачным ценам на противовирусные таблетки. Люди толпами побежали в аптеки, но спустя время ФАС запретила рекламу «эффективного против коронавируса» «Арбидола».
Крутившуюся по радио рекламу признали нарушающей закон о рекламе, и на момент выхода аудиоролика на станциях «На семи холмах», «Ретро ФМ», «Европа Плюс» и «Авторадио» звучащая там многообещающая фраза выходила за пределы показаний, которые были указаны в инструкции по его применению. Производителя настойчиво попросили убрать рекламу и назначили крупный штраф.
«Реклама по-тихому» с эффективным результатом
Такая явная пропаганда своего препарата на фоне нового вируса стала «шумной», пожалуй, только у этого препарата. Но есть много «тихих», но не по эффективности продаж, а по диалогу с законом, объявлений. Некоторые из них вызывают смех своей неадекватностью, другие ужас от заоблачных цен.
К примеру, на сайте Ozon появился удивительный антисептик, который, судя по ценнику, должен спасти не только от коронавируса, но и омолодить лет на десять. За 7150 рублей вы можете приобрести чудесный антисептик Dettol, в комплекте 12 штук.
— Сейчас некоторые продавцы нашего маркетплейса (часть товаров на Ozon представлена партнёрами), пытаются неоправданно завышать цены на маски, антисептики и прочие товары повышенного спроса. Порой цена растёт из-за повышения закупочных цен, но бывает вынужденное повышение, а бывают и откровенные спекуляции. Чтобы сохранить для клиентов честные цены, Ozon круглосуточно проводит автоматический мониторинг — за последние несколько суток мы заблокировали более 300 товаров, — пояснили в пресс-службе Ozon.
Греча, туалетная бумага и маски
Набор антикризисный в период пандемии, так можно назвать это сочетание. Конечно, шутить про набор уже не стоит, судя по ажиотажу среди этих товаров, некоторые очень серьёзного относятся к их чудодейственной силе.
А производители, вероятно, чувствовали назревающую панику или подсмотрели реакцию у других стран и решили организовать картельный сговор. Вот только на лаврах паники они потчевали не так долго.
Как полагают петербургские антимонопольщики, поставщики ООО «Медицина Санкт-Петербург», ООО «НПКФ», «Эклиф», ООО «Профитмед СПб» и ООО «Новамед СПб» завысили цены на медицинские изделия. В ходе проведённого мониторинга цен на медицинские маски УФАС выявила, что перечисленные организации с середины января по начало февраля этого года практически одновременно и более чем в полтора раза подняли отпускную стоимость для розничных предприятий. Такие действия компаний-оптовиков привели к повышению цен в рознице, что нарушило Закон о защите конкуренции.
Народная медицина
Пару дней назад предприимчивым петербуржцам запретили продавать медицинские маски на Avito. С 18 марта в том числе петербуржцы не смогли разместить объявление о масках, да и любых товарах, связанных с коронавирусом.
Такой прорыв сделает проще путь к поиску вакцины от злополучного вируса и, вероятно, снизит количество безумных объявлений на различных сайтах, а также «хайповую» рекламу на радиостанциях, телевидении и на просторах Интернета. Правда, учёные города на Неве сказали сразу, путь к вакцине долгий и тернистый, ждать её в ближайшее время не стоит.