Креатив на грани: почему нельзя «играть в блокаду»
Хвоя и жир из мыла
В магазине «Креативного родительского комитета» выставили на продажу программу «Блокадная семья» для учащихся 2-5 классов. В рамках ролевой игры класс должен был поделиться на команды — «семьи», состоявшие из представителей нескольких поколений. Каждая из них должна выбирать «стратегию выживания», проходя поочерёдно такие этапы, как «Бомбоубежище», «Распределение продовольствия», «Спасение города». Предполагалось, что ведущим станет реконструктор в форме военных лет с «подлинными артефактами времени» в руках. Попутно детям должны были раздавать карточки. Из предложенных вариантов им нужно было выбрать ответы на вопросы. Например: «Что приходилось есть людям в блокаду?». Варианты: хвоя, голубь, жир из мыла. Всё это творчество создатели оценили в 8000 рублей. Но заработать на «креативе» не вышло. Напротив, разгорелся скандал, на страничке сообщества «ВКонтакте» появились многочисленные возмущённые комментарии, и авторы игры были вынуждены поскорее её прикрыть от посторонних глаз.
— Как можно наши чувства передать, как ты вёл себя. Да мы и то не можем без слёз, а тут ребёнок чтоб сыграл! К чему делать клоунаду эту? — возмущается житель блокадного Ленинграда Роза Филиппенкова.
Не оценил «креатив» и народный артист Иван Краско, которого настоящая блокада застала десятилетним мальчишкой в деревне под Ленинградом.
— Главное, что меня насторожило: авторы этой идеи требуют деньги. Значит это уже корысть какая, значит это уже не чистое дело, — сказал актёр 78.ru.
Депутат Госдумы Виталий Милонов и вовсе задумался о новых законах, которые сделали бы невозможным такой подход к священным темам.
— В Европе, которая очень толерантна и принимает различные формы и виды естества и противоестественного, например, есть уголовное наказание за издевательство над темой холокоста. Я считаю, что мы точно также должны сделать недопустимым саму попытку вот так издевательски относиться к теме блокады, — заявил политик.
Впрочем, в Комитете по образованию заверили, что никакого отношения к появлению игры не имеют, создание креативного родительского комитета не согласовывали, а игру не одобряют, и в петербургских школах её проводить не собирались.
— Полагаем, указанный формат проведения мероприятий является некорректным, — считает начальник отдела воспитательных работ и дополнительного образования Комитета по образованию Елена Спасская.
Интерактив интерактиву рознь
В музеях в последнее время всё чаще используются современные технологии, чтобы не только показать, но и дать почувствовать, полнее осознать какие-то вещи, которым посвящены экспонаты.
— Интерактивная форма бывает сопряжена с погружением ребят в атмосферу с помощью средств визуализации блокады, например, видеоинсталляции. Ребята видят, как жил город, как выглядела булочная, как выглядела прорубь на Неве, как выглядел разрушенный дом, — рассказала директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.
Но есть вполне прозрачная и чёткая грань, за которой погружение оказывается на грани глумления. Однако создатели игры, кажется, грани этой не видят, и уверены в своей правоте.
— Признаём, что слово «игра» к программам на тему войны и блокады неприменимо. Обращаем ваше внимание, что никакой развлекательной составляющей не предполагалось. Со своей стороны считаем повышенный интерес СМИ к этой теме спекуляцией и попыткой возбудить дальнейший хейт в целях пиара, — заявили 78.ru в «креативном комитете».
Кто еще «играет» в блокаду
Попробуем разобраться, действительно ли «хейт» родился на ровном месте. На самом деле школьные «игры» на тему блокады проходят в России регулярно. Бесплатные сценарии таких «квест-игр» можно найти, к примеру, на сайте nsportal.ru, который позиционирует себя, как социальная сеть для работников образования. Правда, речь идёт о безобидных викторинах, где детям, к примеру, дополнительно приходится складывать из букв «фамилию девочки, автора страшного дневника блокадного Ленинграда». Это вовсе не то же самое, что играть в «выживание» в блокадном городе.
В январе в Нальчике прошла «квест-игра» на тему блокады. Здесь уже детям предложили примерить на себя роль курсантов Военно-медицинской академии. По легенде, они попадают в Шлиссельбург в 1941 году после того, как кольцо замкнулось, и должны применить навыки дешифрования, найти безопасный маршрут на «минном поле» и так далее.
А в Сахалинской области среди школ Корскаковского городского округа прошла другая «интерактивная игра» на тему блокады. Так она выглядит в описании одного из местных СМИ:
«Главным документов блокадного города были продуктовые карточки. Они давали право купить продукты по государственным ценам. Участники взвешивали хлеб до дневной нормы в 125 г, узнали, какие ценности меняли на продукты. Также ребята из массы предметов выбирали те, которые употребляли в пищу измождённые голодом и отчаянием ленинградцы: кожаные ремни и обувь, ботву и хвою, столярный клей, гуталин и вазелин. Подростки прикинули на себя „ленинградский трикотаж“ — разномастную одежду от траченных молью шинелей до старых шалей и обмоток, составили словесный портрет блокадника. На последнем этапе квеста команды по всему центру искали „клад“ — это были билеты на эвакуацию».
Возможно, эта публикация и вдохновила петербургских креативщиков на создание своего коммерческого проекта.
Игра в холокост
Несколько лет назад израильская компания Team Raycast решила выпустить компьютерную игру Sonderkommando Revolt. Место действия — Освенцим, геймеры должны были управлять еврейскими узниками и пытаться вырваться из лагеря. Такой подход вызвал возмущение не только в Центре Симона Визенталя, но и у многих людей из разных стран. В то время как создатель игры Максим Генис упорно делал вид, что не понимает причин такой реакции.
— Мы никогда не обсуждаем свои политические, религиозные убеждения или взгляды на Холокост. Нам это неинтересно, наша задача — создавать качественные игрушки, — цитируют программиста jewish.ru.
Правда, в итоге ему всё-таки пришлось свернуть проект. Но это ничему не научило некоторых его коллег. Очередное дно пробила украинская компания Alien Games, анонсировавшая компьютерную онлайн-игру Cost of freedom. Теперь уже играть предлагалось за офицера СС в том же Освенциме, выбирая, кого из заключённых послать в газовые камеры. Лишь международный скандал немного остудил пыл горе-геймдизайнеров, и обещанный на ноябрь 2019 года релиз не состоялся. К настоящему времени youtube удалил даже трейлер.
Интересно, что глава израильской игры про холокост Максим Генис также является репатриантом с Украины. Пропустим смешную фразу про «совпадение» и просто вспомним, а в какой ещё стране проходят парады в честь эсэсовцев и ставят памятники Бандере с Шухевичем. Там давно перешли все этические рамки, которые должны служить антидотом против возрождения нацизма. Но как показывает современная история, путь от пренебрежения своим прошлым до достойных СС подвигов вроде сожжения своих же сограждан в Одессе и бомбардировки стариков с детьми в Донбассе — один шаг. Уж лучше мы и дальше будем дуть на воду, видя, к чему «креативный подход» к истории привёл в соседней стране.