Парфёнов — о реставрации квартиры Бродского, советском Ленинграде и «Намедни» про себя
В субботу, 25 января, в квартире № 28 в Доходном доме князя Александра Мурузи состоялось открытие музея-квартиры Иосифа Бродского. Людей, желавших увидеть место, где более 60 лет назад жил и творил поэт, было много. Но самым заинтересованным в происходящем гостем однозначно был Леонид Парфёнов, который прогулялся по всем комнатам пространства, прикоснулся к стенам и даже помедитировал в самом сердце музея.
«Сейчас мы всё залачим, ни царапинки не будет»
Журналиста всегда интересовала непростая судьба Иосифа Бродского. В его знаменитой трилогии «Русские евреи» о людях, сыгравших важную роль в русской истории, имя известного поэта звучало не раз. Во время работы над фильмами Парфёнов побывал в местечке Броды, где Бродский родился и вырос, а также на Мортон-стрит в Нью-Йорке, где поэт провёл последние годы своей жизни. Однако посетить квартиру Бродского в Ленинграде журналисту всё никак не удавалось.
Однажды в Тбилиси Парфёнов встретил Максима Левченко, который оказался автором проекта будущего музея. Он обратился к журналисту с просьбой поделиться своим видением, а главное — помочь найти ответ на вопрос — как дать людям возможность почувствовать последнего классика русской литературы.
— Музей — это ведь не то, что музеефицирует: сейчас мы всё залачим, ни царапинки тут больше не будет, и всё это станет мемориальным. Музей — это наследие, которое мы должны почувствовать. Ничего исторического в квартире, конечно, не осталось. Наверное, это лучшее, что можно сделать на этом этапе.
Ремонтные работы в музее ещё не окончены. Так что, под этим «лучшим» Парфёнов подразумевает необлицованные кирпичные стены, деревянные полы и старые двери. Всё это, по мнению журналиста, вообще не нуждается в реконструкции.
— Они освобождены от наслоений последующей гнили какой-то и очищены для того, чтобы мы могли к ним в первичном виде каким-то образом подобраться.
Парфёнов уверен, что квартира должна оставаться в таком виде, ведь только так гости музея смогут почувствовать Бродского, связаться с эпохой его творчества и воспринимать её, как нечто предшествующее, но в то же время принадлежащее нам — нынешнему поколению. Но гораздо важнее, по мнению журналиста, суметь освоить это время.
— Если, конечно, мы ещё о чём-то задумываемся, ставим перед собой какие-то задачи и вообще думаем, что Петербург — это наш город, а не исторические декорации прошедших лучших времен.
Замкнутый мир с гением внутри
Итак, сейчас музей выглядит следующим образом — лекторий, несколько выставочных залов, а ещё одна необычная комната, а точнее полторы комнаты, куда можно попасть через совершенно неприметную дверь. Пространство привели в порядок и не стали заполнять какими-либо предметами. Однако пусто там лишь на первый взгляд.
— Эти полторы комнаты, конечно, производят огромное впечатление этим замкнутым миром, из которого может выйти гений. Если бы всё здесь завесили какими-то стеклянными витринами с фотографиями, было бы гораздо хуже.
В планах у создателей музея наполнять пространство комнаты разным звучанием — менять его обстановку и настроение, привозя туда различные экспозиции или включая записи голосов его близких друзей.
Зато серии «Намедни», рассказывающие о жизни России в период с 2004 по 2010 год, уже находятся в работе. Как рассказал Парфёнов, на данный момент готов весь закадровый текст, а с 8 февраля начнутся съёмки введения. Но это ещё не все новинки, которые ждут поклонников журналиста в ближайшее время.
— 20 февраля начинается всероссийский прокат фильма «Русские грузины». Конечно, потом мы выложим на бесплатное потребление всем на Youtube. В общем, да, полно работы.