Скандалист, музыкант и дуэлянт: интересные факты о жизни Александра Грибоедова
Верхом на бал или юный скандалист Грибоедов
В молодости Грибоедов был настоящим шалопаем и инициатором различных скандальных выходок. Всё началось в 1812 году, когда поэт отложил в сторону свои учёные и литературные занятия и поступил корнетом в московский гусарский полк. Правда, прославился Александр Сергеевич далеко не подвигами в боевых действиях, а скандальными выходками, которые шокировали общественность.
Однажды в Брест-Литовске поэт решил явиться на бал, на который его не пригласили, и придумал для этого весьма оригинальный способ. Грибоедов забрался на коня и прискакал к дому, где проходило торжество. Однако этого молодому скандалисту оказалось мало. Вместо того, чтобы спешиться, Александр Сергеевич верхом на лошади въехал в залу, где уже собрались гости мероприятия.
Позже на службу в гусарский полк прибыл композитор Александр Алябьев, с которым поэт сразу нашёл общий язык. Молодые люди безумно любили выходить в большой московский свет. Один из таких выходов особенно запомнился современникам поэта. Однажды приятели решили посетить московский театр. Во время спектакля они шумно реагировали на игру актёров, увлекая за собой остальных зрителей. Однако выходки молодых людей не очень понравились господам в дорогих ложах, ведь поднятый галдёж мешал им наслаждаться высоким искусством. Поведением молодых людей заинтересовался полицмейстер Ровинский, который подошёл к ним во время антракта.
— Как ваша фамилия? — спросил квартальный, обратившись к Грибоедову.
— А вам на что?
— Мне нужно это знать.
— Я — Грибоедов.
— Кузьмин, запиши, — сказал полицмейстер квартальному.
После небольшой паузы Грибоедов обратился к полицмейстеру:
— Ну, а ваша как фамилия?
— Это что за вопрос?
— Я хочу знать, кто вы такой.
— Я — полицмейстер Ровинский.
— Алябьев, запиши, — сказал поэт своему приятелю.
Грибоедовские вальсы
Неудивительно, что Грибоедов так быстро нашёл общий язык с композитором. Как и Александр Алябьев, поэт был страстным любителем музыки и часто играл на фортепиано во время музыкальных вечеров в одном из московских домов на Новинском бульваре.
В 1816 году поэта посетила идея написать комедию «Горе от ума». Племянница его лучшего друга Степана Бегичева рассказывала, как поэт частенько посещал балы, чтобы достоверно отразить в произведении все оттенки московского общества. Чтобы отдохнуть от праздничной суеты, он уединялся в своём кабинете и целыми днями импровизировал на рояле.
— Я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочинённый и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие, — рассказывала племянница Бегичева.
Тогда и родились на свет знаменитые грибоедовские вальсы, которые сохранились и до нашего времени.
«По крайней мере, играть перестанешь!»
Стать выдающимся пианистом Грибоедову помешала травма, которую он получил во время дуэли из-за известной балерины Авдотьи Истоминой — той самой, которую в своих стихах воспевал Пушкин. В то время танцовщица была в отношениях с кавалергардом Шереметевым. Пока возлюбленный был в отъезде, балерина пару дней провела в доме камер-юнкера графа Завадовского, куда её привёз сам Грибоедов. Конечно, никаких чувств к танцовщице у поэта не было, а вот граф имел на даму некоторые виды.
Вернувшись в Петербург, Шереметьев по совету своего приятеля Якубовича вызвал графа Завадовского на дуэль. Будущему писателю-дипломату, кстати, тоже досталось — он должен был сражаться с приятелем обиженного Шереметева. Так и возникла четверная дуэль: стрелялись и сами дуэлянты, и их секунданты.
Поединок между Шереметьевым и Завадовским состоялся в 1817 году в Петербурге, а между Якубовичем и Грибоедовым — только через год в Грузии. Первым стрелял противник поэта: пуля попала в руку и лишила Александра Сергеевича мизинца. Современники поэта рассказывали, что Якубович, ранив поэта крикнул: «По крайней мере, играть перестанешь!».
Чтобы скрыть этот недостаток, Грибоедову приходилось надевать на уцелевшую фалангу мизинца специально изготовленный для него протез.
Сны о Чацком и критика Крылова
Как уже было сказано, идея создания пьесы «Горе от ума» возникла у поэта в 1816 году. А спустя пару лет он начал активную работу над произведением. С возникновением сюжета нескольких глав комедии связана достаточно таинственная история, о которой поведал сам Александр Сергеевич в одном из своих писем.
В то время Грибоедов находился в Персии на переговорах по заключению мира. После одного из бурных и длительных разговоров с чиновниками, поэт решил отдохнуть в беседке и задремал. Тогда ему явился сон, в котором Грибоедов рассказывал петербургской публике об уже готовой пьесе и даже цитировал диалоги. Проснувшись, поэт принялся записывать всё происходящее во сне. Это и стало основой для первых глав знаменитой грибоедовской комедии.
Презентация пьесы петербургскому обществу также стала реальностью. Завершив работу над произведением, Александр Сергеевич отправился к баснописцу Ивану Крылову, который в общем-то не очень хотел читать его пьесу. Однако поэт оказался настойчивым и принялся зачитывать отрывок произведения вслух.
Целый час Крылов слушал Грибоедова, а по окончании признался, что поэт сумел превзойти его. Единственное, что смущало баснописца — содержание пьесы, которое цензоры, по его словам, так просто не пропустят. Слова Крылова оказались пророческими: на просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову было отказано, а позже комедию и вовсе запретили печатать. Поэтому людям приходилось переписывать произведение от руки и тайком передавать из дома в дом.
Мимолётное счастье и страшная смерть
В 1828 году 33-летний Грибоедов, известный писатель и посол России в Персии, прибыл на несколько месяцев в Тифлис и решил навестить старого приятеля Александра Чавчавадзе, чью маленькую дочь Нину он когда-то обучал музыке и французскому языку. На пороге его встретила уже повзрослевшая 15-летняя девушка, в которую Грибоедов влюбился с первого взгляда.
Спустя пару месяцев Нина вышла замуж за Грибоедова, однако долго наслаждаться семейным счастьем у них не получилось: через несколько недель Грибоедову пришлось вернуться в Персию.
15 января 1829 года супруга поэта получила от него последнее письмо, а через две недели, 30 января, Грибоедов погиб страшной смертью во время нападения толпы исламских фанатиков на русское посольство. Тело поэта опознали с трудом — по тому самому ранению после дуэли.
За смерть российского посла Персия подарил русскому императору один из самых крупных алмазов в мире «Шах». Да, относительно хорошие отношения между странами удалось сохранить, но разве это могло утешить горе молодой супруги Грибоедова? Почти 30 лет Нина Чавчавадзе не снимала траурных одежд. Её даже прозвали «чёрной розой Тифлиса» за то, что она хранила память о погибшем муже до конца своей жизни.