Незабываемый концерт: в сочинском «Сириусе» выступили звёзды классической музыки

Уникальные инструменты, гениальное произведение и звёзды классической музыки мирового уровня — в сочинском парке науки и искусства прошел заключительный концерт сезона 2019. На сцене исполнители, которые не нуждаются в представлении, играют Бетховена на инструментах Страдивари. Впрочем, подарок получили не только меломаны.
Солисты договариваются, как будут играть Бетховена. Пианист смотрит в ноты скрипача. Дирижёр на немецком даёт последние наставления. Солируют выдающиеся музыканты — народный артист России Сергей Ролдугин, скрипач Павел Милюков и пианист Мирослав Култышев. Для заключительного концерта сезона было выбрано непростое сочинение — единственный написанный Бетховеном «Тройной концерт».
На сцене сразу три солиста — виолончель, скрипка и фортепиано. Явление уникальное и сложное. Ведь нужно наладить взаимодействие трёх музыкантов с оркестром. На концерте становится понятно, почему на репетиции было так важно проговорить все нюансы.
Разговор инструментов должен звучать идеально. Дирижёр Йоханнес Пелл сравнивает себя с уличным регулировщиком.
— Это непросто, ответственно. Нужно друг друга слушать и слышать. И при этом продолжать дирижировать. Но это, на самом деле, не существенная проблема, когда играешь с такими выдающимися солистами. Это немного похоже на дорожное движение, — пояснил австрийский дирижёр Йоханнес Пелл.
И — внимание — на сцене сразу два творения Страдивари: виолончель и скрипка.
— У нас есть и другие инструменты, которые получают музыканты, когда приезжают на ответственные концерты и гастроли. Иносказательно, когда они садятся за руль «Феррари», они ощущают себя совсем по-другому, — рассказал народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского дома музыки Сергей Ролдугин.
Павел Милюков знает наверняка, что его инструмент — лучший на планете.
— Всегда до мандража. Два великих инструмента. Большая радость, когда мы выходим и слышим сочетание звуков. Вы не представляете, как переполняет, — поделился своими эмоциями солист Санкт-Петербургского дома музыки, лауреат XV международного конкурса им. Чайковского Павел Милюков.

Но главный инструмент в тройном концерте — не скрипка. И не рояль.
— Виолончель занимает самое главное место. Вырос из концерта для виолончели с оркестром, — сказал лауреат XIII Международного конкурса им. Чайковского Мирослав Култышев.
Бетховен написал концерт в тот период, когда уже осознал трагедию своей болезни — глухоты. Но сочинение исполнено не тревоги, а героизма. Накануне Нового года мечты должны сбываться. Вот и за несколько минут до концерта руководитель «Сириуса», сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелёва исполняет просьбу школьницы из Краснодара, с которой она обращалась на Прямой линии с президентом. Девочка — круглая отличница, играет на домре — очень хотела увидеть Москву.
— Желательно, чтобы каждый, кто обратился, чтобы его просьба была рассмотрена. Или удовлетворит, — отметила сопредседатель центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.
Сочинский «Сириус» стал настоящим центром исполнения желаний для одаренных детей. В том числе — для юных музыкантов. А через несколько лет в «Сириусе» появится огромный концертный комплекс — с двумя залами.
— Это должен быть один из центров мировой концертной культуры. То, что сейчас мировые коллективы приезжают в недостроенное помещение, говорит о том, что интерес уже есть. Когда эту плотину ожидания прорвёт — это будет, — заявил Ролдугин.
Уже сейчас в планах сделать из «Сириуса» Зальцбург на Чёрном море, мировую столицу классической музыки.