Юрий Башмет — о созданной им «машине времени», музыке от нейросети и любви к экспериментам

Фантастические миры маэстро Башмета
Юрий Башмет привёз в Петербург экспериментальную конструкцию, способную перенести зрителя в совершенно другую эпоху, а то и вовсе в запредельный сказочный мир. Таким «маховиком времени» стал проект «Параллельные миры русского искусства», в котором маэстро принял участие как худрук и солист.
Портал в «Параллельные миры» развернулся в понедельник, 23 декабря, в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии в рамках XX Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств». Публику, рискнувшую отправиться в иные миры искусства вместе проводником Юрием Башметом, ожидали на сцене необычные декорации и камерный ансамбль «Солисты Москвы». Кроме того, на сцену вышел и петербургский артист Николай Буров — он в этом представлении сыграл роль рупора поэтов XX века, от Пастернака до Евтушенко.
— Тут был первый мой сольный концерт — тогда, когда альт ещё не считался сольным инструментом. И это было признание! В этом зале я играл Чакону Баха. Очень нервный был концерт, потому что тогда была конкуренция между ленинградской и московской альтовыми школами. Здесь был изумительный педагог и альтист Юрий Маркович Крамаров, а в Москве — Фёдор Серафимович Дружинин. И они конкурировали, у них были совершенно разные подходы ко многим музыкальным принципам.
Но суровая профессиональная конкуренция не помешала ленинградскому преподавателю оценить важность сольного выступления молодого Юрия Башмета в Филармонии:
— Когда состоялся этот концерт, Юрий Маркович вот прямо здесь, в этом помещении, подошёл ко мне и сказал: «Для нас это эпохальное событие, это первый в истории сольный концерт на альте, и поэтому ты сегодня с нами, я собираю весь класс и мы празднуем!»
Впрочем, и позднее петербургская Филармония вызывала у маэстро особые чувства:
— Всегда было нервно выступать в этом зале. В хорошем смысле нервно, потому что очень ответственно. Публика здесь всегда была, мягко говоря, избалованная, потому что кто только здесь у вас не выступал! Даже на скрипке Страдивари, которая стоит здесь в коллекции, есть подпись «Венявский», потому что он работал в Мариинском театре (Генрих Венявский — знаменитый польский скрипач и композитор — прим. ред.).