«Иммигрантские гнёзда» Петербурга: от англичан на Галерной до китайцев на Васильевском
Китайцы на северном острове
Петербуржцы, живущие на Васильевском острове, всё чаще сталкиваются с экспансией дружественного китайского народа, постепенно создающего здесь неклассический Chinatown. На территории, которую Пётр I когда-то рассчитывал сделать центром города, как грибы растут китайские рестораны, парикмахерские и магазинчики «только для своих». Кто-то разводит руками, а кто-то в страхе бьёт тревогу.
У экспертов по недвижимости на поглощение Василеостровского района гостями из Поднебесной взгляды самые разные. Вот, к примеру, что думает об этом руководитель отдела исследований и консалтинга компании IPG.Estate Валерий Трушин:
— На мой взгляд, преждевременно говорить о засилье китайских кварталов на Васильевском острове в целом. Да, в данной локации наблюдается рост числа китайских магазинов, кафе, точек развлечений. Но они не несут какого-то масштабного характера, угрожающего развитию бизнеса. Важно понимать, что со стороны Китая есть интерес к двум престижным вузам Санкт-Петербурга, которые расположены именно на Васильевском острове, где и живут китайские студенты.
Трушин подчеркнул, что жители Китая крайне консервативны, и это распространяется на все сферы жизни, от кухни до места проживания. Поэтому весь поток переезжающих в Петербург китайцев стремится поселиться поблизости от своих соотечественников, уже облюбовавших Васильевский остров.
Александр Гиновкер, генеральный директор агентства недвижимости «Невский Простор», отметил:
— Действительно, представители Китая активны на рынке коммерческой недвижимости Васильевского острова — стоит вспомнить, что именно здесь располагается самый крупный китайский ресторан в Европе, в павильоне Ленэкспо.
А руководитель департамента по коммерческой недвижимости ГК «Мегаполис» (MG-roup) Ирина Самедова рассказала 78.ru:
— Сегодня коммерческие помещения на Васильевском острове у китайцев вызывают повышенный интерес. На данный момент китайцы достаточно активно рассматривают помещения под общепит в аренду. Также они интересуются приобретением объектов под общежития и производства.
О возможности появления в Петербурге «китайского района» мы говорили уже не раз. Так ли это страшно? Пока сказать сложно. В конце концов, Петербург изначально был городом множества народов и национальностей.
Немецкое присутствие
Самой многочисленной иностранной диаспорой в Петербурге изначально была, без сомнения, немецкая. Увлечённость Петра I всем немецким, его благоволение мастерам разного толка из немецких земель и множество льгот для них — всё это привело к довольно ощутимому притоку этого народа в Петербург в XVIII веке. Ехали к нам, в основном, из Саксонии, Померании и Пруссии.
Выходцы из немецких княжеств занимали самые разные места в жизни города: это были и ремесленники, и врачи, и учёные, и политические деятели. Вся карта Петербурга до сих пор отмечена немецким присутствием. К примеру, самая знаменитая аптека города принадлежала доктору Вильгельму Пелю. В 1850 году он открыл на Васильевском острове аптеку, оснащённую новаторскими приборами, и стал самым известным аптекарем страны.
Детская больница имени Раухфуса названа в честь Карла Раухфуса, одного из первых педиатров России, немца, который родился и всю жизнь прожил в Петербурге. Весь восток Васильевского острова был особенно плотно заселён немцами. Там же, на 1 линии Васильевского острова, жил и печально известный Генрих Шлиман — удачливый коммерсант, который на склоне лет отправился искать древний город Трою, нашёл — и уничтожил…
На Васильевском острове, между 2 и 3 линиями, в начале XVIII века появилась Французская слобода. Именно там жил один из главных архитекторов Петербурга Жан-Батист Леблон. Позже «французский городок» исчез с карты города без следа. А вот, например, о Греческой слободе напоминает по сей день Греческий проспект.
В наше время карта города продолжает меняться, хоть и по большей части — неофициально. Многие эксперты уже сегодня именуют Васильевский остров «Китай-городом». Тем не менее, к нам едут и из других стран. Какой станет карта Петербурга через сотню лет, сказать уверенно пока нельзя.