Алиса Фрейндлих: семь фактов о сложной и яркой жизни любимой актрисы
Актриса из династии стеклодувов
Любимая всей страной актриса происходит из старинного немецкого рода Фрейндлихов – её предки по линии отца прибыли в Россию ещё в XVIII веке в числе мастеров-ремесленников, приглашённых специальным царским указом. Сохранилось даже прошение деда Алисы Бруновны – Артура Фрейндлиха – о вступлении в русское подданство, датированное 1894 годом.
Предки актрисы были стеклодувами, причём не только по линии деда, но и по линии бабушки, Шарлотты Фридриховны Зейтц. Дед Алисы Фрейндлих Артур пытался продолжить дело семьи, но не смог: у его второго сына были проблемы с лёгкими, а работа в стеклодувной мастерской сама по себе довольно вредна для здоровья. Тогда он решил делать обувь, и какое-то время работал в обувной мастерской Вейса, поставлявшей башмаки к Императорскому двору.
А вот отец Алисы, Бруно Фрейндлих, стал для дочери примером. Он был актёром, причём отнюдь не заштатным: в первый год войны получил звание Заслуженного артиста РСФСР, затем Народного артиста, удостоился и Сталинской премии, и множества медалей. А в 1998 году Бруно Фрейндлих получил специальную премию «Золотой софит». Как позже вспоминала актриса, именно его пример повлиял на её выбор профессии: после окончания войны Алиса ходила на все спектакли отца.
Хотели назвать Наташей…
Магическое сочетание имени и фамилии актрисы появилось благодаря её отцу Бруно Артуровичу. Мать Алисы Фрейндлих Ксения Фёдоровна (в девичестве Фёдорова), до мозга костей русская женщина, хотела назвать дочку Наташей. Но отец воспротивился: сочетание «Наталья Бруновна Фрейндлих», заявил он, похоже на какую-то кашу. Имя решили подобрать соответствующее старинной фамилии.
Но вот национальность девочке дали по маме. В свидетельстве о рождении, по настоянию Ксении Фёдоровны, написали «русская». Алиса Фрейндлих до сих пор уверена, что этот факт спас ей жизнь. В начале войны из Ленинграда стали массово выселять немцев. Её дядю, брата отца, арестовали вместе с женой, а позже расстреляли. Бабушке и тёте по отцу, а также всем двоюродным братьям и сёстрам тоже пришлось покинуть город, чтобы избежать репрессий.
Отцу Алисы Бруновны повезло: перед самым началом войны он уехал на гастроли в солнечный Ташкент. Благодаря этому он избежал и блокады, и голода, и гонений со стороны власти. Во время блокады Алисе пришлось тяжело не только из-за голода – девочке из старинной немецкой династии было непросто существовать в обществе, пронизанном ненавистью к немцам.
Опера, театр или балет?..
В 17 лет перед юной Алисой встал один из главных выборов в жизни – профессиональный. Фрейндлих точно знала, что будет выступать, вот только склонялась она не к стезе драматической актрисы, а к опере.
И данные для певческой карьеры у неё были – ведь Фрейндлих обладает весьма неплохим меццо-сопрано. Не зря ведь именно её голос звучит в заглавной песне «Служебного романа». Поступая в Ленинградский театральный институт им. Островского, Алиса Бруновна исполнила романс «Не брани меня, родная», чем покорила приёмную комиссию.
Преподаватели прочили ей карьеру камерной певицы. А когда будущая актриса выпускалась из вуза во «взрослую жизнь», знаменитый педагог Борис Зон подарил ей своё фото с просьбой никогда не бросать «своих склонностей: играть, читать, петь, танцевать».
Помимо прочего, в детстве Фрейндлих мечтала о балете – но и эта мечта не сбылась. А вот от певческой карьеры Алису Бруновну отговорил отец. Он заверил старшую дочь, что в опере «нужна фактура», которой девушка не обладала. А на оперной сцене она бы выглядела «как муха на куличе». На самом деле, рост Алисы Фрейндлих – всего 153 см. Впрочем, для настоящего таланта это не помеха.
Несыгранные роли
Актриса сыграла примерно в 80 фильмах, многие из которых стали шедеврами. Между тем, звёздных ролей в её карьере могло быть ещё больше. Несколько ролей просто «отбили» у Фрейндлих другие актрисы. Кроме того, сыграть в некоторых известных фильмах ей помешали жизненные обстоятельства.
Так, в самом новогоднем фильме СССР (да и всего постсоветского пространства) – «Иронии судьбы» – Алиса Бруновна пробовалась на главную роль. Как позже рассказывала Барбара Брыльска, когда она приехала на пробы, её сразу предупредили: именно Фрейндлих будет её главной конкуренткой. За Алису Бруновну выступал весь худсовет. Но Рязанов всё же видел в роли Нади только Брыльску. Позже Барбара рассказывала, что одного таланта для этой роли было мало – нужны были её красота и женская привлекательность.
А вот роль Алевтины в фильме «Зигзаг удачи» была написана режиссёром специально под Алису Бруновну. Но случилось непредвиденное обстоятельство: актриса забеременела своим первым и единственным ребёнком – дочерью Варварой. Участвовать в съёмках она не смогла, пришлось искать другую кандидатуру.
Первая же встреча Фрейндлих с Рязановым состоялась на пробах к красочному киномюзиклу «Гусарская баллада». Алиса пробовалась на роль Шурочки – но для «корнета Азарова» оказалась слишком женственной.
Неполученная премия
Заглавным фильмом в карьере Фрейндлих стал, конечно, «Cлужебный роман». В нём актриса не только сыграла главную роль, но и исполнила две главные песни картины: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Это был тот редкий случай, когда никакой борьбы за роль, ни проб, ни метаний не было. Эльдар Рязанов видел в образе «мымры» Калугиной только Алису Фрейндлих, и члены художественного совета легко согласились.
Картина моментально полюбилась всей стране. Более того, после премьеры Алиса Бруновна получала пачки писем, в которых женщины признавались: посмотрев «Служебный роман» и узнав себя в образе безликой «мымры», они решили, что пора исправляться. И отправились в парикмахерскую и в магазин за новым платьем – «точно таким же, как у вас!»
Успех этой киноистории был отмечен и самой высокой наградой – Государственной премией РСФСР имени Станиславского. Премию получили все создатели фильма… Кроме исполнительницы главной роли Алисы Фрейндлих. Дело в том, что «Служебный роман» вышел в прокат в 1978 году, а в 1976 году актриса получила данную награду за роли в спектаклях «Человек со стороны», «Ковалёва из провинции» и «Малыш и Карлсон».
Между тем, в Советском Союзе нельзя было дважды получить высшую премию, если между достижениями не прошло достаточно времени. Так государственное признание её театральных заслуг помешало признанию в кино. Но сама Фрейндлих позже, когда СССР уже не стало, признавалась, что её вовсе не расстроила эта ситуация. В Советском Союзе было слишком много бессмысленных ограничений, чтобы каждый раз «обижаться».
Три мужа великой актрисы
Актриса трижды была замужем, но в итоге решила, что человеку с её дарованием лучше в одиночестве. Первым её мужем стал однокурсник Владимир Карасёв. Их брак был крайне недолгим: в 1956 году ещё студентка Алиса вышла замуж, а уже в 1957 молодые развелись. Позже в интервью Фрейндлих признавалась, что этот брак был «черновиком», первой пробой в личной жизни. Юной Алисе с таким же юным мужем пришлось жить в одной квартире с её родственниками – возможно, такие стеснённые условия и разбили эту «семейную лодку».
Второй брак Алисы Бруновны, напротив, казался идеальным, образцовым и нерушимым. В начале шестидесятых предложение ей сделал режиссёр и актёр Игорь Владимиров. Их союз оказался не только романтическим, но и творческим: его спектакли, говорили критики, невозможно было представить без Фрейндлих. Он выбирал подходящие пьесы и роли, и смог, по мнению окружающих, уловить суть её таланта.
На 20 лет брака с Игорем Владимировым пришёлся расцвет карьеры Алисы Бруновны в театре (тогда супруги трудились в театре им. Ленсовета). При этом, именно творчество было первично в их союзе. Фрейндлих признавалась, что Владимиров был её учителем и верным другом. Именно ему она родила своего единственного ребёнка – дочь Варвару.
Но семью разрушила невероятная популярность актрисы, которая обрушилась на неё после выхода фильма «Служебный роман». Владимиров, сам талантливый режиссёр и актёр, не мог смириться с тем, что его знают и определяют лишь как «мужа Фрейндлих». И пара распалась, а сама актриса ушла из театра им. Ленсовета в БДТ.
В третий раз Алиса Бруновна вышла замуж за столь же талантливого человека – актёра и художника Юрия Соловья. Дочь Фрейндлих признавалась, что это был человек редчайшего дара – из чего угодно он мог создать шедевр: прекрасную картину или ювелирное изделие. Позже именно стезя художника стала для него главной. Эта пара также распалась, и последние 20 лет Юрий Соловей живёт в Гамбурге, а его выставки проходят в Европе, США и Москве.
Любимая бабушка
Сейчас, впрочем, Алиса Бруновна совсем не одна – у неё большая семья, ведь дочка Варя родила ей двух внуков: Никиту и Анну. Фрейндлих уже успела стать и прабабушкой, причём два раза. Сначала правнука подарил ей внук Никита. А в июне 2019 года внучка Анна Тарасова родила дочку Софью. Сама молодая мама заявила, что мечтает минимум о трёх детях – так что недостатка в семейном тепле у Алисы Бруновны явно нет.
Самые близкие отношения у Фрейндлих сложились с внуком Никитой. Как мама и бабушка, в юности он решил пойти в актёры, и даже поступил на актёрский факультет Школы-студии МХАТ. Правда, только с третьего раза. Но, в итоге, всё же понял, что актёр из него не выйдет – и позже перевёлся на продюсерский факультет, который и окончил.
В 2017 годы вышел фильм «Карп отмороженный», при создании которого Никита выступил как генеральный продюсер. Чтобы выпустить этот фильм, он даже заложил свою квартиру – которую позже всё же удалось выкупить. Одну из самых важных ролей в фильме сыграла Алиса Фрейндлих.
Никита не раз признавался, что с бабушкой у него самые близкие отношения – даже ближе, чем с мамой. И видеться с ней он старается как можно чаще, даже несмотря на работу и загруженность делами.