Музыка раздора и чаша возможностей: каким будет Арт-парк на Добролюбова
Памятников не ставить
До 15 января Смольный будет принимать заявки от желающих спроектировать будущий Арт-парк. Среди них планируется отобрать шесть опытных команд, и ещё два места предусмотрены для молодых архитекторов. К этому времени город планирует подготовить для них задание. Его будут составлять с учётом пожеланий жителей. Для этого было проведено голосование на сайте, также состоялись очные встречи и дискуссии с участием заинтересованных петербуржцев. Так чего ждать от конкурса, и каким может быть наполнение пространства между проспектом Добролюбова, Мытнинской набережной, Малой Невой и улицей Сперанского?
В голосовании на сайте приняли участие 387 000 человек. Они выбирали среди предложенных вариантов наполнения парка. 88% набрал главный городской газон, 84% — зимний каток, 77% — фонтаны и шутихи, а еще 75% — открытая сцена, в то время как военно-патриотическая экспозиция, антикварный рынок и сувенирная ярмарка энтузиазма не вызвали. И все же это очень общий срез, поэтому и были организованы очные дискуссии. Об их результатах в эфире «Открытой студии» на телеканале «78» рассказал урбанист, директор центра прикладных исследований Европейского университета Олег Паченков.
— Похоже, никто точно не хочет видеть там капитальных сооружений, и практически никто не хочет, чтобы там проводились какие-то шумные гуляния, массовые мероприятия, чтобы это стало местом для массовых праздников. Все хотят, чтобы была зелень и был доступ к воде. Эти две позиции безусловно лидирующие. И третье, о чём говорят — это тишина, отдых, спокойствие. Место, где можно отдохнуть от суеты большого города. С фантастическими видами, — резюмировал Паченков.
Ещё одно популярное пожелание — никаких памятников. Очень много копий было сломано по поводу московского «Зарядья».
— Кто-то говорит, что нужно, как «Зарядье», но многие говорят, что не надо, что называется, вау-объектов, как мост в «Зарядье» потому что на него будут ломиться сотни-тысячи людей. Всё вытопчут, и какой после этого парк, какая после этого тишина, какой после этого отдых? — отмечает урбанист.
По словам Паченкова, во время таких встреч организаторы часто сводили вместе конфликтующие группы. К примеру, есть владельцы собак, а есть родители маленьких детей, есть жители проспекта Добролюбова, а есть жители окраин, которые выбираются в центр сравнительно редко. У каждой из этих групп свои пожелания. Одни хотят огороженный участок для четвероногих, другие место для танцев и музыки, третьи мечтают об оранжереях с экзотическими растениями, четвёртые напротив требуют устроить уголок северной природы с вечнозелёными хвойными растениями. Однако встречи показали, что в городе на Неве живут люди, способные слышать друг друга и договариваться.
— Например, в одной группе работали жители проспекта Добролюбова, которые говорили, что им не нужно вообще шума категорически, и в этой же группе с ними работали молодые люди, которые говорили, что они хотели, чтобы была музыка. И они в конечном итоге пришли к решению: жители проспекта Добролюбова сказали, что раз в месяц они согласны на музыку, и даже раз в неделю, но нужно регулировать децибелы, колонки не должны смотреть в сторону Добролюбова, а должны на Стрелку. Пошли технические детали. Через полчаса договорились, — рассказал Паченков.
Путь к воде
В свою очередь главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев подчеркнул, что задача дискуссий — сформулировать запросы, но проектированием всё-таки должны заниматься архитекторы-профессионалы, и чрезмерно ограничивать их в своём задании Смольный не планирует.
— Этот парк будет рождаться в сложных градостроительных условиях. И нам предстоит сформировать и градостроительный контекст отчасти, третий фасад этого парка. Он будет сформирован Театром Эйфмана, и ещё нужно какое-нибудь сооружение, которое дополнило бы вид на офисный центр, — сказал представитель Смольного.
В качестве примера Григорьев упомянул стеклянный фасад, как в Музее Африки и Азии в Париже. Впрочем, идея о стекле нравится далеко не всем.
В настоящее время на территории будущего парка находится четырёхметровая яма. По словам главного архитектора, образовавшаяся бетонная чаша — это и главная техническая и архитектурная сложность, и источник многих возможностей.
— Я могу вполне себе представить, что можно совместить и площадку для выгула собак, и Театр Эйфмана, и тишину, потому что опять-таки у нас есть эта яма. Это подземелье, которое позволяет и звук блокировать, и визуально это всё разделить на разные уровни. Вообще мы можем получить очень интересную вещь, — отметил Григорьев.
Со стороны Биржевого моста и проспекта Добролюбова к участку примыкает вода, и в ходе дискуссий многие просили, чтобы к ней можно было подойти.
— Там будет набережная. Причём это будет единственная в Петербурге пешеходная набережная. Она должна дойти до Тучкова моста, и это закладывается в задании на конкурс. Она не очень широкая, но там есть пространство для принятия определённых решений. Мы надеемся потом, когда следующим этапом мы получим проект развития спортивного кластера вокруг «Юбилейного», мы как раз завершим всю эту градостроительную ситуацию, — заявил Григорьев.
Потенциальных участников конкурса планируется сравнивать по портфолио и опыту работы. На первом этапе их просят не включать в заявки свои предложения по возможному проектному решению парка. Отобранные архитекторы будут работать над своими вариантами до мая, а победителей обещают объявить на июньском экономическом форуме.