Чёрный пиар: кому выгодна история доцента-расчленителя Олега Соколова?
Апрель 2015 года. В Санкт-Петербургском государственном университете проходит презентация книги историка Олега Соколова. Закадровый голос сотрудницы университетской студии сообщает про важное событие для жизни вуза — «…увлекательная, неизвестная история начала 19 века. К ней все желающие уже могли прикоснуться в здании Двенадцати коллегий…». На презентации книги «Испанская война и тайна тамплиеров» присутствует и сам Соколов и, как положено, в образе Наполеона. Страстный любовный роман и история дружбы, продолжает закадровый голос, переплетаются с событиями испанской войны.
Спустя четыре года «страстный любовный роман» оживает и сходит со страниц книги в реальную жизнь. История, которая поразила не только жителей Петербурга, но и всю Россию, развивалась стремительно и обрастала новыми подробностями каждый день.
Что произошло?
Субботним вечером, 9 ноября, появилась первая информация. В квартире задержанного доцента СПбГУ найдено женское тело. Для тех, кто следит за информационным пространством, известно, что новость живёт не больше дня. Особо резонансные могут звучать неделю. История Соколова с того дня в Петербурге не затихает до сих пор. Появляются новые подробности, вспоминаются события 11-летней давности, уже бывшие друзья начинают рассказывать жуткие подробности из жизни доцента, а особо наблюдательные сразу выдают: «Он всегда был неадекватным!».
Обвиняем
История из прошлого № 1
Преподаватель СПбГУ Олег Соколов в молодости был ответственен за гибель человека. Об этом 78.ru рассказали основатель военно-морского патриотического петровского клуба Рудольф Пожигин и его супруга, архитектор-дизайнер Ирина Фёдорова. Инцидент произошёл в 1981-м году на съёмках фильма «Россия молодая». Из-за нехватки кадров Олега Соколова, которому тогда было 25 лет, назначили капитаном корабля, который вместе с ещё одним судном надо было перевести из Кронштадта в Приморск. Командир перехода Рудольф Пожигин предлагал переждать шторм, однако Соколов настоял на переходе.
История из прошлого № 2
11 лет назад доцент Олег Соколов избил свою студентку. Об этом «Известиям» рассказала сестра его первый жертвы.
Мало кто в развитии событий вспоминает про убитую 24-летнюю аспирантку Анастасию Ещенко, части тела которой искали в Мойке больше недели. Версии жестокой расправы выдвигают разные, но точную предстоит выяснить столичным следователям. Дело 63-летнего Соколова передали в центральный аппарат СК РФ.
Факты фактами, а пиар по расписанию
С первых же дней появились те, кому история была выгодна. Если обратиться к «Яндекс.Новостям» и посмотреть статистику, то за весь период он выдаст вам нехилую цифру — более 47 тысяч упоминаний. И это только новостные заметки.
Распутин, Раскольников и Соколов
Спустя четыре дня петербургские экскурсоводы заявили, что с началом летнего периода готовы включить дом расчленителя в экскурсионный маршрут. Однако будут смотреть на сколько к февралю 2020 года история будет резонансной. Пока проводить экскурсию просто нерентабельно, отметили они в беседе с 78.ru. Информация звучала, как гром среди ясного неба и сразу же облетела всех интересующихся и следящих, вызвав волну негодования. С точки зрения морали, писали многие петербуржцы, это дико. Ещё не найдены все части аспирантки, а на ней уже хотят нажиться. Шакальё, добавляли более радикальные. Такую реакцию петербургские экскурсоводы не ожидали и разместили на своей странице информацию с опровержением. Мол, от своих слов отказываемся, журналисты раздули и исказили всё, что мы хотели сказать.
Спустя время смелые краеведы всё же решились провести первую экскурсию. Она прошла 21 ноября. Уже после выяснилось, что подобная экскурсия единственная в своем роде.
Кто убил «святого старца» Григория Распутина? В какой парадной проживал Родион Раскольников? Как отряд эсеров ограбил почтовую карету? Где повесился Сергей Есенин и что этому предшествовало? Почему Георгию Иванову всю жизнь снилась отрубленная голова? Из какого дома доцент Соколов выносил останки любовницы?
Так тезисно организаторы пешего маршрута «Кровавый Петербург» Дмитрий Витушкин и Михаил Уваров обрисовали воскресный план действий. Безусловно и здесь инициативу встретили неоднозначно. Раскольников — выдуманный персонаж, сны про отрубленную голову — всего лишь сны, а история Соколова происходит здесь и сейчас. Это уже не мистика, а настоящая и жуткая реальность.
Полемика в группе «Кровавый Петербург» развернулась нешуточная. Главный вопрос — с точки зрения морали по шкале от 1 до 10 на сколько это аморально? Сколько должно пройти времени, чтобы история Соколова стала уместна для экскурсии. Все эти вопросы начали появляться под анонсом мероприятия.
Доцент Соколов — такой же объект изучения
— Да нет, мы планировали эту экскурсию именно как единственную. Единственную — потому что я и мои коллеги периодически делаем новые экскурсии. У нас есть и статичные, которые я, например, вожу уже много лет, но эта была скорее актуальным событием. Сегодня это важно, в том числе потому что вся страна обсуждает возможность нового закона о домашнем насилии, и мы посчитали нужным привлечь внимание к этой теме именно сейчас. Но мы с коллегами ещё будем делать новые актуальные маршруты. Я уверен, что краеведение — это не только древность, но и современность. И для меня доцент Соколов — такой же объект изучения, как Распутин или Раскольников. Поэтому да, эта жуткая история оказалась в нашем маршруте, экскурсия внезапно стала актуальной, хотя несколько месяцев назад мы её обдумывали в совсем другом ключе, — рассказал Дмитрий Витушкин.
Историки, краеведы и все, кто готов критически мыслить, больше придерживаются стороны, что про эту жуткую историю в формате экскурсии можно и нужно рассказывать. Другие и слышать ничего не хотят — «Мир сошёл с ума! — единственный аргумент в дискуссии.
— Господа, не брали бы вы соколовскую историю в виде одной из локаций или же красочных иллюстраций. Даже если вам «вселенная намекает». Одно дело — события «давно минувших дней, преданья старины глубокой». А совсем другое — вольный или невольный хайп на недавней премерзкой истории с отрубленными головами и частями тел на дне реки. Кровь ещё не остыла, подозреваемый ещё не осужден, а вы уже стремительно берёте данную историю, как один из городских сюжетов. Перебарщиваете, и это дурно пахнет. На жаренном популярность и прибыль ищите? Дмитрий, это очень напоминает ловлю хайпа, — пишет пользователь Константин Макаров.
Поддержим Соколова
Удивительно, но спустя несколько дней в Сети появилась петиция с поддержкой расчленителя. Её автором выступил правозащитник, юрист и блогер Геннадий Макаров. Он отмечает, что заслуги Соколова в науке неоспоримы, и требует немедленной реабилитации и освобождения профессора. Правда, неоспоримые заслуги сразу же оспорили. Фамилия преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета 63-летнего доцента Олега Соколова исчезла из раздела «научный совет» с сайта российского военно-исторического общества, однако прежняя версия страницы сохранилась в кэше Google. Там Соколов фигурирует, как Президент Общероссийского военно-исторического общественного движения.
26 ноября журналист Константин Придыбайло написал у себя на странице в Facebook, что отправил письмо доценту и получил ответ. Придыбайло отмечает, что необходимо «…дать Соколову книги и доступ к архивам… Это был интересный и правильный шаг, который не убьёт человека, а даст возможность преодолеть всё это».
— Уважаемый Константин Викторович! Спасибо за Ваши послания. Действительно, то, что произошло со мной, словно страшный сон. Я до сих пор не могу поверить. Мне чудовищно плохо… Для меня важно, что ещё нужен людям… — отвечает Соколов.
Поддержать доцента решили и медийные личности. Да не просто поддержать, но и нажиться параллельно. К примеру, публицист Александр Невзоров выставил на продажу книгу «Армия Наполеона» с дарственной надписью Олега Соколова. Книгу профессор подарил ему в 2002-м году. Как сообщается на официальном сайте Невзорова, её купили за 19 950 рублей.
Вслед за Невзоровым студент СПбГУ Пётр выставил на продажу книгу с автографом доцента. Лот молодой человек оценил в 24 тысячи рублей. Студент рассказал, что книгу купил, а автограф получил на лекции Олега Валерьевича.
Личность — это одно, а вклад в науку оспорить сложно
Писатель Борис Акунин сообщил на своей странице в Facebook, что в седьмом томе его «Истории», который сдан в печать, но пока не вышел в свет, используются данные из книги Олега Соколова, подозреваемого в убийстве в Петербурге аспирантки Анастасии Ещенко. Акунин пишет, что у него произошёл спор со знакомым о том, удалять ли ссылку на труды Соколова. Писатель считает, что этого делать не стоит.
— Субъект — это одно, а его вклад в науку, или в культуру, или в искусство — совсем другое, а книжка у монстра полезная. Ссылка останется, — заключил Акунин.
Пока научное сообщество оценивает, стоит ли обнулять все заслуги Соколова, количество желающих пропиариться на фамилии и истории доцента растёт. К примеру, в ночь на 13 ноября на набережной реки Мойки, где нашли профессора Соколова, в воде напротив одного из домов, молодая девушка прыгнула в реку. Акцию назвали «Превращение ужаса в миф». По словам пловчихи, таким образом ей и её близким проще справиться со страхом —говоришь о проблеме и вроде бы легко.
Граффити появились на местах спуска к воде, в том районе, где доцент пытался утопить останки своей возлюбленной. При этом на месте, где историк предположительно упал в воду, изображений нет.
«Соколовщина» — что это? Массовая истерия, попытка нажиться на резонансной истории или возможность в очередной раз задуматься, на что готовы люди ради денег. Вероятно, время и правда покажет — устраивать пляски на чужом горе или просто следить за историей, а может делать свои выводы и ждать, когда история перерастёт в однозначный судебный приговор — каждый выбирает по себе.