Шумные рейвы и клипы Чичериной: повидавший многое дом Шагина в Петербурге ждёт реставрация
Шумные рейвы 90-х, съёмки клипа Чичериной со взрывами и даже многочисленные костры — дом Шагина на набережной реки Фонтанки с конца 80-х годов повидал многое. Перешагивая через балки и не держась за перила, осторожно, пролёт за пролётом можно подняться по ступеням парадной лестницы дома Шагина. Сейчас, когда новый подрядчик провёл укрепление лицевого фасада и разрушенных перекрытий, ходить здесь стало относительно безопасно.
В аварийном состоянии этот дом проводит уже не первое десятилетие. В девяностых он в буквальном смысле гремел на весь Петербург. Дом Шагина расселили в конце 80-х и сразу после этого в нём стали проводить нелегальные и неформальные вечеринки, устраивали концерты, распивали горячительные напитки и даже жгли костры. Всё это до сих пор хорошо помнят стены дома. О праздной жизни внутри заброшенного здания сохранилось немало видеозаписей. Но ни рейв-вечеринкам, ни даже взрывоопасным спецэффектам во время съёмок клипа Чичериной не удалось разрушить его до конца.
Под угрозой полного уничтожения дом Шагина оказался в 2012 году, когда инвестор, задумав построить здесь гостиницу, прорубил в доме арку для проезда экскаватора и начал сносить все без разбора.
— Удалось довольно сильно раздолбать и лицевой корпус и доломать внутридворовые корпуса. Защитники во главе с градозащитницей Дарьей Васильевой организовывали круглосуточные дежурства, вызывали полицию, в конце концов, удалось демонтаж остановить, — рассказывает участник движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.
В итоге дом на набережной Фонтанки дождался судьбоносного решения — получил статус памятника и попал под охрану КГИОП. Новый подрядчик подготовил проект будущей гостиницы, по которому те элементы, которые можно спасти, сохраняются, а остальные воссоздаются с исторической точностью.
— Было замечание, чтобы дворовые корпуса были выстроены в характере исторической застройки Петербурга, а не с металлической мансардой, как было предложено автором проекта, потому что они просматриваются с набережной Фонтанки, — пояснила пресс-секретарь комитета Ксения Черепанова.
Замечание комитета подрядчик учел, подготовив новый проект флигеля с полноценным этажом вместо мансарды.
— Мы выполняем стадию проектной документации, после этого согласовываем проект в установленном порядке, проходим государственную экспертизу, подчеркиваю — государственную, после чего получаем разрешение на производство работ. Планируем уже в начале следующего года начать его реконструкцию и реставрацию, — сообщил гендиректор архитектурной мастерской Филипп Апостол.
Несмотря на эту, в общем-то хорошую для градозащитников новость, историки с сожалением констатируют, что если бы добросовестного подрядчика нашли сразу и дом не так долго пробыл в заброшенном состоянии утраченных элементов было бы меньше.
— Здесь в принципе можно было бы сохранить остатки лепнины, какие-то может быть остатки, если они еще есть — двери, окна, ручки исторические. Но мы видим, что перекрытия здесь деревянные и, очевидно, их будут заменять на более устойчивые, — отметил историк-краевед Дмитрий Витушкин.
Инвестор уверяет, что отреставрирует исторический фасад, выходящий на набережную Фонтанки, и парадную лестницу дома. Первые постояльцы будущей гостиницы поднимутся по ней не раньше, чем через два года.