Александр Сокуров: «Ленфильму» стоит ответить на вопрос, зачем он вообще нужен»

24 нояб, 19:11
Анастасия Голубничая
Кинорежиссёр рассказал 78.ru, почему Петербург не дотягивает до статуса «культурной столицы», что необходимо сделать «Ленфильму» для выхода из глубокого кризиса и какой «венецианский» сюрприз подготовил Эрмитаж для петербуржцев.
Фото: globallookpress.com/Andrey Chepakin

Первопроходцем на Венецианской биеннале в 2019 году стал Эрмитаж, который удивил всех участников. Выставка завершилась, и в скором времени петербуржцы смогу увидеть часть экспозиции в Главном Штабе, но это в следующем году. А в этом 78.ru узнал у советского и российского кинорежиссёра о делах не только грядущих, но и более актуальных для отечественного киномира. Как выйти из кризиса «Ленфильму», почему Петербург не дотягивает до статуса «культурной столицы» и где ищут деньги на экспозицию в Эрмитаже?

Эрмитаж разбавил легкость «пляжной» Венеции

— Впервые Государственный Эрмитаж стал куратором российского павильона на 58-й Венецианской биеннале. Всегда куратором был один человек или несколько и никогда прежде — музей или другая институция. Можно ли назвать опыт Эрмитажа пилотным, или всё было отработано настолько чётко и слаженно, что командную работу сложно назвать «тестом»?

— Эрмитаж — это больше, чем куратор, это основа всего. На самом деле слово «куратор» не то слово, музей — больше автор. Можно сказать, мы нашли необычную форму взаимоотношения Эрмитажа и, может быть, это вызывает желание смягчить всю ситуацию, потому что музей слишком большой, даже сказал бы гигантский. Венецианская выставка просто мала для него. Ни Лувр, ни другие крупные музеи не были кураторами. Но стоит сказать, что в Венеции с её легкостью не надо ни о чем серьёзно говорить, то, что называется серьёзным современным искусством, конечно, Венецию не заботит. Деструкция общественного сознания — вопросы жизни и смерти — это не про Венецию. Там весёлые ребята, которые не думают о ремесле и мастерстве, как мне кажется. Может быть поэтому Эрмитаж и определился как куратор, чтобы не разрушать благость этого пляжа.

Российский павильон на Венецианской биеннале—2019/ Фото: Manfred Segerer/ globallookpress.com

— Раз Эрмитаж был первопроходцем в биеннале, что он смог привнести нового в эту «пляжную» историю?

— Он привнёс фигуру Рембрандта. Заявил о том, что ребята могут куражиться, но не стоит забывать, кому они всем обязаны. Европейская культура того времени — это ведь целая художественная цивилизация. По крайней мере старый свет возник и сложился, как целая цивилизация, конечно, в результате развития культуры и именно большой, возвышенной культуры. Не было бы этой возвышенной культуры, не было бы культуры в разных проявлениях — музыке, литературе — и старый свет не стоял бы. Он и так много воевал, а так совсем бы захлебнулся в войнах.

Российский павильон на Венецианской биеннале—2019  Фото: Felix Hörhager   globallookpress.com
Российский павильон на Венецианской биеннале—2019/ Фото: Felix Hörhager / globallookpress.com

— А кто аудитория выставки, для кого всё представленное в Венеции — для своих и тех, кто в теме, или для массового зрителя?

— Венецианская биеннале, на мой взгляд, больше развлекательная программа. Это лёгкость, променад, это культурная акция, но не акция искусства. Привнесение фактора искусства в такие выставки невозможно, они бы не справились с этим и не собрали бы 100 с лишним стран. Никто не стал бы прилагать усилия и создавать новые произведения для своих павильонов. К примеру, вспыхивает и гаснет настольная лампочка — вот это уже произведение. Это лёгкая европейская акция, я бы назвал её пробежкой — только не смотрите назад, только под ноги и поднимайте их.

— Какие работы лично вам запомнились на биеннале больше всего?

— Я бы не хотел про моих коллег говорить плохо. Точнее не хочу никак говорить, потому что до такой степени у нас не совпадает позиционирование, что у меня нет оснований ни хорошо, ни плохо говорить. Нет, мне об этом говорить не надо, мы просто слишком разные, может, это и хорошо.

Женщины-режиссёры снимают исключительно эротику на грани порно

— За последний год какие отечественные фильмы, которые вышли в широкий прокат, вам запомнились?

—  Я бы назвал фильм Светланы Проскуриной «Воскресенье» — блестящая работа. Я думаю, что в стране делается не мало фильмов, которые создаёт новое поколение, и эти фильмы вселяют надежду. В этом списке не очень много художественных авторов, но профессиональный рост очевиден. Поэтому может быть через профессиональный рост мы придём к тому, что эти люди начнут создавать художественные произведения. Пока это социально озабоченные темы или то, что снимают женщины-режиссёры, создающие исключительно эротику на грани порно. Ну и что, пусть женщины занимают такую нишу. Главное, чтобы не сидели без работы и делали то, что они хотят. Важно, чтобы режиссёр снимал то, что он хочет, а не то, к чему его принуждают. И совершенно неважно, кто какие получает призы — вся эта категория получения призов и статуэток типа «Оскара» — не нужна. Практика показывает, что никакого значения для зрителя не имеет, и никакая статуэтка не сказывается на внимание зрителей.

— Для вас какая высшая оценка тогда, если не премии и награды?

— Жизнь фильма во времени. Если фильм сохраняет внимание к себе и добрые воспоминания зрителя через три-четыре года, это самое главное. Время даёт оценку. Ни кинокритики и договорившиеся между собой жюри, только время.

Другое по теме