Хрупкий шедевр: «Мадонну делла Лоджиа» Боттичелли временно «переселили» в Эрмитаж

Хрупкий шедевр 15 века, картина «Мадонна делла лоджия» — ранняя работа флорентийского художника Сандро Боттичелли впервые появилась на выставке в Эрмитаже. Этого события ждали, пожалуй, все ценители искусства. И вот картина предстала перед посетителями главного музея страны. Знаменитое полотно покидает галерею Уффицы крайне редко. Но в Петербург оно прибыло не напрямую из Флоренции, а после большого путешествия по России. Сначала картину показали во Владивостоке на Восточном экономическом форуме.
— Любовь к итальянскому искусству объединяет всю Россию. С другой стороны, искусство — это нефть Италии. Поэтому даже на экономическом форуме мы не могли обойтись без искусства. Теперь этот круг замкнулся. И шедевр Боттичелли до 16 февраля будет находиться в одном из лучших музеев мира, — рассказала чрезвычайный и полномочный посол итальянской республики в России Паскуале Терраччано.
Именно на картине из галереи Уффицы ярко выражены отличительные черты творчества Сандро Боттиччели: лирика и выразительность тонкой, гибкой линии. Он следует византийскому иконографическому стилю. Это самый эмоциональный тип изображения Мадонны. В русской культуре сравним со знаменитой иконой «Владимирской Богоматери».
Выставка в Эрмитаже особенная. Вместе с «Мадонной делла Лоджия» впервые представлена икона второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем Элеу́са», чтобы посетители могли увидеть два пути развития европейской живописи.
— Представленные на выставке работы демонстрируют развитие одного иконографического типа. Речь идет о Мадонне Умиления. Богоматерь Умиления и Мадонна «делла тенерецца». Нам кажется, что это сочетание невероятно символично, потому что оно подчеркивает нежность, дружбу, взаимопонимание, которые как мы будем надеяться, всегда будут присутствовать между Италией и Россией, — отметил директор галереи Уфицци Айке Шмидт.
Событие стало настоящим символом хорошего музейного сотрудничества. Примечательно, что выставка проходит в зале Леонардо да Винчи. Пока две знаменитые картины художника находятся на временных экспозициях в Италии.

— Кстати, у нас в это же время находится изумительная картина венецианской женщины Карпаччо. Здесь рядом, через два зала. То есть это такой итальянский вклад в форум. Надо сказать, что мы вообще благодарны нашим итальянским коллегам. Итальянское присутствие на форуме, особенно в музейной части очень большое, активное. И мы имели возможность по существу сравнивать музейную жизнь в России и музейную реформу в Италии, — пояснил директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Что касается «Мадонны делла Лоджия», то о её прибытии в Эрмитаж было известно за несколько месяцев. Для хрупкого живописного произведения нужно было создать все условия.
— Эти боксы были изготовлены специально. Как вы понимаете, внутри сохраняется микроклимат. Дело в том, что работа Боттичелли написаны на дереве, что требует ещё большего внимания к условиям содержания. Как вы видите, освещение происходит внутри боксов. Оно не дает излишков света, которое может повредить красочный слой. И это же освещение не производит тепла, которое вообще противопоказано дереву, — рассказал о шедевре Айке Шмидт.
Познакомиться с шедевром могут также незрячие и слабовидящие люди. Для них изготовили уникальную тактильную копию картины из различных полимеров. Людям с хорошим зрение советуют тоже воспринять картину на ощупь. Это подарит новые эмоции. Достаточно только примерить специальные темные очки.