Снова в школу: в Петербурге волонтёров учат спасать историю
Ученики петербургской школы волонтёров восстанавливают историю своими руками: вначале проходят теоретический курс, а затем идут на практику. В особняке купца Кирштена сейчас как раз идёт реставрация, и волонтёров готовят к чёрной работе: моют полы, расчищают завалы. Но на таких объектах вместе со строительным мусором есть риск не заметить и выбросить артефакт. Во избежание таких казусов добровольцам, желающим спасать исторический Петербург, рассказывают о всех тонкостях процесса.
Реставраторы берут пробы, чтобы определить, какие слои краски были нанесены на ту или иную поверхность, и в некоторых случаях с помощью экспертизы можно даже понять, в каком году в доме делали ремонт. В дальнейшем исторические слои снимут и подберут максимально близкую по составу и цвету краску.
У жительницы Северной столицы Ксении Дегтярёвой дома стоит шкаф 1860 года. Выбросить его — культурное преступление, говорит хозяйка, а как привести в порядок — девушка не знала. И вот услышала по радио про бесплатную школу волонтёров, в которой как раз есть отделение реставрации изделий из дерева, и сразу записалась.
— Каждый день читаешь в новостях, как что-то старое выбросили на помойку за ненадобностью люди, которые не разбираются или которым просто всё равно. Это грустно, — ведь это история, это память. Это какие-то раритетные вещи которые заменяют просто пластиком или чем-то, что идёт под копирку и стоит везде. Уникальность теряется — это обидно, — говорит Ксения.
Снова в школу отправился и муниципальный депутат Михаил Шабалкин. Знания курса «монтиоринг объектов культурного наследия», на который он записался, станут подспорьем в работе — к нему постоянно обращаются жильцы домов-музеев с просьбой помочь сохранить исторические здания.
Между тем всего в школу поступило 600 заявок. Учиться приняли 180 человек по четырём направлениям: реставрация произведений из дерева, лепные и малярные работы, реставрация кирпичных кладок и мониторинг объектов культурного наследия. Ограничений по возрасту или профессиональным навыкам в этой школе нет, утверждает заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Антон Иванов.
— Главное — это мотивация. У нас обязательно в заявке было мотивационно письмо и наша конкурсная комиссия прежде всего оценивала мотивацию человека для чего он идет обучаться в школу волонтеров наследие и как он потом эти полученные навыки планирует применить в деле сохранения наследия, — говорит он.
Выпускница прошлого года Ника Артемьева говорит, что иногда городским активистам приходится буквально в ходе ремонта спасать раритеты. Помогают в этом полученные на курсе знания, причём не только культурологические, но и правовые.
— Подлинные артефакты, объекты, они сплетаются в историческую ткань, которой мы и дорожим в Петербурге, ради которой приезжают туристы, которой любуются жители. И каждая воссозданная деталь — она с исторической точки зрения увеличивает ценность здания, — отмечает исследователь города.
Отметим, что сейчас школа набрала уже второй поток на обучение. Длится оно пять недель. Конечно, чтобы профессионально заниматься реставрацией, необходимо получить соответствующее образование, но, возможно, для кого-то школа станет стартом в новую профессию. В любом случае, выпускников школы уже ждут тысячи исторических объектов, которым требуется их помощь.