Приделали рельсы: в Петербурге весной в «путешествие» отправится исторический дом
О планах девелопера AAG по строительству 10-этажного жилого комплекса бизнес-класса на набережной Чёрной речки, 1 стало известно весной 2018 года. Тогда компания, действующая в интересах собственника участка — владельца Первой мебельной фабрики Александра Шестакова, попросила город изменить функциональное зонирование территории, чтобы возведение жилой недвижимости в этой локации стало возможно. В декабре 2018 года Градсовет рассмотрел впервые проект, в рамках обсуждения которого неожиданно выяснилось: застройщик намерен «передвинуть» Императорский воспитательный дом для оптимизации территории под возведение жилья. Такая инициатива наделала много шума у градозащитников. С тех пор проект перерабатывался несколько раз. Однако в начале октября КГИОП выдало AAG добро на передвижение дома. Как сообщили 78.ru в пресс-службе девелопера, теперь «проект согласован, и решение уже принято».
Вне законодательных регламентов
По словам руководителя проекта холдинга AAG Ивана Донкина, Императорский воспитательный дом в рамках окончательного варианта будет перемещен на 25 метров на север надела. Это, действительно, позволит повысить эргономику дворового пространства.
Разрешение на строительство девелопер планирует поручить в первом квартале 2020 года и также же выйти на стройплощадку. Как пояснил Иван Донкин, после согласования с КГИОП никаких иных вариантов реализации проекта больше не рассматривается, выносить его на заседание Градсовета не планируется.
В какую сумму оценивается стоимость «переноса» дома, в компании прокомментировать отказались.
— Оценка есть, будут уточнения после завершения разработки проектной документации, — рассказал Иван Донкин.
Впрочем, в городских СМИ полтора года назад со ссылкой на основателя и владельца компании Александра Завьялова сообщалось о затратах в размере 70-80 млн рублей. При этом общая стоимость реализации проекта пока, как и раньше, не раскрывается.
Что разместится в Императорском воспитательном доме, где сейчас располагаются офисы, пока неизвестно. Ранее речь шла о детском саде. Рассматривается вариант с базированием штаб-квартиры девелопера.
Как пояснили в пресс-службе КГИОП, решение о возможности передвижения дома было принято на основании городского закона № 820 об охране объектов культурного наследия. Там подчеркнули, что здание 1913 года постройки статуса объекта культурного наследия не имеет, хотя и является историческим. Дом расположен вне границ объектов культурного наследия и к ним не примыкает.
— Перенос зданий не регламентируется требованиями режимов зон охраны, установленных законом № 820-7, в связи с чем 8 октября 2019 года КГИОП выдал положительное заключение на представленную проектную документацию, один из разделов которой посвящён сохранению и приспособлению исторического здания для современного использования, — подчеркнули в пресс-службе КГИОП.
Как в США и в Европе
Как рассказал доцент СПбГАСУ, заслуженный строитель РФ Анатолий Осокин, технология передвижки зданий хорошо известна в мире с конца XIX века. Впервые она применялась в США, затем получила распространение в Европе. Много объектов было перемещено в Москве в 30-е годы прошлого века, последние «передвижки» проводились в первопрестольной в 70-80-е года.
— Совсем недавно в Дании, например, был перемещен 720-тонный маяк на 70 метров. В зарубежных странах такая практика широко распространена. Она позволяет передвигать объекты в том изначальном виде, в каком они есть, без ущерба для состояния здания, — пояснил Анатолий Осокин.
По его словам, суть технологии заключается в следующем. Сначала производится укрепление здания в нижней части с созданием балок и фундамента в виде монолитного перекрытия, чтобы усилить жёсткость конструкции. Затем здание откапывают, разбирают фундамент, устанавливают домкраты, надвигают с помощью балок на рельсы и перемещают на требуемое расстояние. Весь процесс занимает около двух недель.
Сколько будет стоить перемещение объекта, зависит в каждом конкретном случае от его характеристик, расстояния и т. д. Но, например, один из самых дорогих «переездов» провели в Лейпциге. Там передвигалась Триумфальная арка. Это обошлось в несколько миллионов евро. И по многим оценкам, такие операции в четыре раза дешевле, чем строительство нового объекта.
Не дальше разговоров
Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в Петербурге Александр Марголис согласен с тем, что такая практика и за рубежом, и в России распространена.
— Другое вопрос, что её применение застройщика вызывает большие сомнения. У нас есть опасения: всё в итоге сведется к банальному сносу и строительству нового объекта, а исторический мы в итоге утратим, — подчеркивает градозащитник.
По его словам, специальная комиссия ВООПИиК в настоящее время изучает проект застройки жильём набережной Чёрной речки и скоро организация должна представить свою позицию.
Последний раз идея о передвижении жилого дома в Петербурге высказывалась при экс-губернаторе по строительству Игоре Албине. Это произошло, впрочем, уже после состоявшегося сноса дома на Ремесленной, 13 ради строительства моста Бетанкура.