Рак в Петербурге: статистика безудержного роста, женские проблемы и реальная помощь
Россия «в тренде»
За десять лет количество больных раком выросло в мире на 33%. Об этом говорят исследования международной группы учёных, проводившиеся в 195 странах. В 2017 году разные виды онкологических заболеваний были диагностированы у 24,5 миллиона человек.
А как обстоят дела в России и, в частности, в Петербурге? С этим вопросом мы обратились к хирургу-онкологу, заместителю директора по медицинской части клиники им. Н. И. Пирогова Андрею Павленко.
– Мы абсолютно в том же тренде, Россия здесь ничем не отличается от других развитых стран, – рассказал специалист. – Абсолютно чётко доказано, что в течение следующих десяти лет каждый четвёртый житель нашей страны соприкоснётся с диагнозом рак – либо сам, либо заболеет кто-то из родственников. И эта тенденция будет только увеличиваться.
Наш собеседник знаком с проблемой онкологии в Петербурге максимально близко: в марте 2018 года у самого Андрея Павленко был диагностирован рак желудка третьей стадии в агрессивной форме. Врач прошёл через несколько курсов химиотерапии и операцию, и весь процесс лечение фиксировал в публичном онлайн-дневнике – чтобы люди, столкнувшиеся с этим диагнозом, понимали, чего ожидать и к чему готовиться.
Онкологические «лидеры» и можно ли от них спастись
Какие виды рака у нас наиболее распространены? Здесь, отметил онколог, отечественная статистика также практически ничем не отличается от мировой:
– Рак лёгкого у мужчин (на первом месте), рак молочной железы у женщин, далее на втором месте сейчас колоректальный рак, на третьем – рак простаты у мужчин и рак матки у женщин. Дальше идёт рак желудка, и так далее.
Как отметил врач, 55-60% всех случаев онкологических заболеваний диагностируется у нас на второй или третьей стадии. На первой же стадии, когда вероятность благополучного исхода лечения максимальная, онкология выявляется лишь в 8-10% случаев. Да и то – просто случайные «счастливые находки», рассказал специалист:
– Например, пришёл человек сделать гастроскопию по поводу гастрита, и выявили ранний рак желудка. Или закровил геморрой, человек увидел кровь или слизь в кале, пошёл и сделал колоноскопию – нашли раннюю форму (колоректального) рака. То есть всё это случайности.
Если же говорить о шансах на излечение – то и тут всё неоднозначно.
– Всё зависит от заболевания, – пояснил онколог. – При колоректальном раке иногда даже на четвёртой стадии можно достичь неплохих результатов лечения, а пятилетняя выживаемость – это золотой стандарт, которым мы меряем эффективность лечения. Она может достигать даже 55-60% при четвёртой стадии. Просто четвёртая стадия четвёртой стадии рознь. Есть очень агрессивные варианты болезни: рак пищевода, рак желудка, – и там не удаётся достичь таких показателей. Но для всех вариантов рака лучше выявить заболевание на первой стадии.
Статистика злокачественных опухолей и реальная профилактика
Количество злокачественных новообразований в Петербурге также растёт. Так, по статистике, опубликованной комитетом здравоохранения Петербурга, за девять лет (с 2008 по 2017 г.) количество выявленных в городе злокачественных опухолей выросло на 45,8%.
В 2017 году в нашем городе было зафиксировано (среди впервые выявленных) 26 276 случаев злокачественных новообразований. При этом, заболеваемость среди женщин в два раза выше: если у мужчин было диагностировано 10 691 злокачественная опухолей, то у женщин – 15 585. И лидирует здесь рак молочной железы.
Среди мужчин на первом месте стабильно находится рак лёгкого. И одним из факторов, провоцирующих его развитие, безусловно, является курение. Как рассказал Андрей Павленко, риск заболеть раком лёгкого у курящих 20 и более лет на 25 % выше, чем у некурящих. Есть, конечно, и другие факторы, влияющие на рост онкологических заболеваний:
– Экология, алиментарный фактор (фактор питания – прим. ред.), малоподвижный образ жизни. Стрессы – постольку поскольку, больше экология и алиментарный фактор.
С ухудшением экологии можно связать и дальнейшее увеличение заболеваемости раком в будущем. Но если на этот фактор глобально нам повлиять не так просто, то вот основные правила реальной профилактики рака должны знать все.
– Необходимо вести здоровый, активный образ жизни. Малоподвижный образ жизни ведёт к риску заболеть колоректальным раком, поэтому нужно все-таки проходить свои десять тысяч шагов в день, – рассказал врач. – Второе – не надо есть вредную пищу, фастфуды, это всё может привести к увеличенному риску развития колоректального рака. Плюс прививка от ВПЧ (вируса папилломы человека – прим. ред.), начиная с определённого возраста это обязательно! Я свою дочку привил с 12 лет. Это как раз прямая профилактика рака шейки матки.
Женский вопрос
Рак молочной железы – безусловный «лидер» по заболеваемости онкологией среди женщин. Ненамного отстаёт от него рак матки. По официальным данным, опубликованным на сайте комитета по здравоохранению Петербурга, в 2017 году количество выявленных в городе только злокачественных новообразований молочной железы составило 3 196 случаев.
– Каждая женщина должна иметь своего гинеколога и каждый год ходить к нему на проверку, обязательно делать мазок шейки матки, – уверен Андрей Павленко. – Шейка матки – это бич! Потому что это, как правило, молодой возраст, это работоспособное население. По статистике нашего города, 40% заболеваемости раком шейки матки приходится на молодой возраст – до 40 лет. Это очень плохой показатель.
Как отмечает врач, на ранней стадии этот вид рака лечится достаточно легко. Но вот выявить его на первой стадии получается далеко не всегда – в первую очередь, из-за невнимания женщин к своему здоровью.
– Цитология шейки матки (исследование мазка – прим. ред.) позволит вам вовремя увидеть дисплазию – предраковые изменения. И да, гинекологи знают, как с ней бороться и как её лечить, – подчёркивает онколог.
Что касается рака молочной железы – чтобы не допустить его развития, необходимо регулярно проходить маммографию. Реальных способов профилактики рака, помимо здорового образа жизни, пока не существует. Как отмечает Андрей Павленко, после 39 лет каждая женщина должна проходить скрининг рака молочной железы хоты бы каждые два года.
Фармацевтические компании против женского здоровья
Почему в 40 лет женщинам (да и не только женщинам) необходимо начать пристальное наблюдение за своим здоровьем и не забывать проверяться на предмет новообразований? Объясняет врач-онколог, главный специалист по заболеваниям молочной железы клиники им. Н. И. Пирогова Владимир Воротников:
– Ключевой риск развития рака молочной железы – это возраст, пик заболеваемости приходится на возраст старше 60 лет, то есть 62-65 лет. По основной теории, это связано с тем, что с возрастом наши защитные механизмы слабеют. В норме онкологические клетки есть у всех. Но также у нас есть механизмы защиты, подавления этих клеток, и они работают. С возрастом эти механизмы слабеют, и риск онкологических заболеваний возрастает.
Самое страшное, что на рост заболеваемости этим видом рака влияют не только наследственность и нездоровый образ жизни, но и давление на врачей со стороны фармацевтических компаний.
– За рубежом в начале 2000-х годов был всплеск (рака молочной железы), который был ассоциирован с бесконтрольным назначением менопаузальной терапии, – рассказал Владимир Воротников. – В США особенно любили назначать её практически всем подряд: всем, кто достиг менопаузы, как заместительную терапию, причём на 10-15 лет. И это вызвало определённый всплеск заболеваемости.
В России пока такого всплеска не наблюдается – как отметил онколог, заболеваемость этим видом рака растёт в среднем на 7-10%, что связано с естественными демографическими процессами. Но западная беда дошла и до нас:
– Фармацевтические фирмы, которые занимаются производством препаратов менопаузальной терапии, взялись и за наших гинекологов. Говорят: можете назначать (эти препараты) по любым показаниям. Хотите продлить молодость – пейте менопаузальную терапию, для профилактики остеопороза – пейте менопаузальную терапию, – поделился врач. – Но это не так, это так не лечится!
Онколог подчеркнул, что существует только два способа продлить молодость: косметология и генетика. Остеопороз же и вовсе тут ни при чём – он лечится совершенно другими препаратами. Поэтому к назначениям препаратов этого типа необходимо относиться очень бдительно:
– Менопаузальная терапия должна назначаться с определённой осторожностью, потому что она повышает риск развития рака молочной железы до 8-12 раз, в зависимости от группы риска. И, разумеется, эти женщины должны более тщательно наблюдаться.
Найти и обезвредить: скриниг и профилактика рака молочной железы
Более 40% случаев заболеваний раком молочной железы диагностируется у нас только на третьей-четвёртой стадии, рассказал Владимир Воротников.
– Диагностика на ранних стадиях, конечно, растёт, но всё-таки не так, как нам хотелось бы. Потому что качественных программ скрининга у нас не существует. Диспансеризация – её аналог, но не замена.
Врачи отмечают, что смертность от различных форм рака могла бы значительно снизиться, если бы все вовремя проходили диспансеризацию – так многие новообразования можно было бы обнаружить ещё на ранних стадиях развития. Правда, и это не панацея, отмечает Воротников:
– Наша диспансеризация носит бессистемный и неконтролируемый характер. Никто не перепроверяет, например, специалистов, которые выполняют эти исследования, никто не контролирует их, у нас даже не внедрена прямая категоризация по системе BI-RADS – это система, которая позволяет врачам инструментальной диагностики и клиницистам разговаривать на одном языке.
Тем не менее, есть и плюсы. По словам врача, за последние годы в Петербурге значительно улучшилась лекарственная поддержка онкобольных. Многие препараты, которые раньше были недоступны, теперь имеются в большинстве городских профильных клиник, рассказал онколог:
– Мы даже при четвёртой стадии научились лучше контролировать заболевание. И у меня есть пациенты, которые уже годами с метастазами находятся в ремиссии. То есть они получают непрерывное лечение, чтобы заболевание не спрогрессировало, не привело к смерти. У меня есть, например, пациентка, которая уже восемь лет живёт с метастазами и нормально себя чувствует, качество жизни её нормальное. Конечно, она постоянно получает терапию.
Отдельно следует сказать о женщинах, находящихся в группе риска – тех, у кого уже были случаи заболевания раком молочной железы среди родных. Им, помимо регулярного скрининга, необходима специфическая лекарственная профилактика.
Поддержка от равных
Женщинам, столкнувшимся с раком, особенно нужна правильная поддержка. С этой целью в Петербурге и некоторых других регионах реализуется благотворительная программа «Женское здоровье» фонда поддержки женщин «Александра». Упор программы сделан на подготовку равных консультантов, к которым может обратиться любая женщина, столкнувшаяся с раком.
Равный консультант – это человек, лично переживший беду и готовый помочь братьям (и сёстрам) по несчастью. В данном случае речь идёт о женщинах, которые пережили рак груди, вылечились или вышли в устойчивую ремиссию, а также прошли специальное обучение у врачей. К таким консультантам женщина может обратиться с самыми разными вопросами, а также в поисках психологической поддержки.
– Этот проект долго начинался и сейчас он имеет все шансы на успех. Он должен помочь всем онкопациентам, дать поддержку, которой больным часто не хватает, – рассказал Андрей Павленко. – Мой случай нельзя назвать типичным, потому что я доктор и я знал все нюансы (своей болезни), мне поддержка была особо не нужна. Но в итоге, даже мне понадобилась поддержка психолога, и я обратился за помощью к профессионалу. После лечения, через 3-4 месяца я впал в жуткую апатию и депрессию и сам не мог выбраться. Хотя вроде бы всё шло наилучшим образом, я знаю о болезни всё – и всё равно я попал в эту яму!
О том, что после лечения от рака легко может начаться сильнейшая депрессия, практически не говорят. И как справиться с ней – это отдельный серьёзный вопрос.
– Я могу представить, что чувствует женщина, которая заболевает и в контакте с доктором находится совсем мало, – признался онколог. – Операция 3-4 дня, а потом она уходит из больницы и остается одна со своими страхами. Этот проект поможет поддержать больных девушек и женщин.
Программа стартовала в начале 2019 года, и на данный момент в семи регионах страны, включая Петербург, подготовлено уже 150 равных консультантов. В нашем городе есть уже 10 равных консультантов. Все они – волонтёры, которые консультируют больных по самым разным вопросам в свободное время.
– Когда я получила свой диагноз – рак молочной железы – я отчаянно нуждалась в информации и поддержке, – поделилась равный консультант Екатерина Кукушкина на пресс-конференции в «Интерфаксе», посвящённой этой программе. – Мне не хотелось дёргать врача, чтобы спросить: какой чай мне попить, чтобы не тошнило, когда выпадут волосы… И я очень нуждалась в положительных примерах женщин, которые это пережили и живут дальше.
Теперь все эти вопросы можно задать равному консультанту в клинике им. Н. И. Пирогова, а также по телефону 8 911 02 77 204 (с понедельника по пятницу с 11:00 до 18:00).
А как же мужчины?
– С мужчинами всё сложнее, – признался Андрей Павленко. – Женщины – более социальные существа, они готовы делиться. А мужчины замыкаются – это я могу точно сказать, уходят в себя и вытащить их из этого кокона сложно. Поэтому практика равного консультирования пока показала себя успешно только среди женщин. Но мужчин мы не сбрасываем со счетов. К началу следующего года, возможно, реализуем идею психологического онкоконсультирования в клиниках.