Художники «Мира искусства»: открыта выставка к 120-летию со дня основания объединения
Вторую часть трилогии выставок, посвящённых 120-летию со дня основания художественного объединения «Мир искусства», можно увидеть в «Ленинград Центре». Это совместный проект с антикварной галереей «Петербург». В своё время художники творческого объединения оказали огромное влияние на развитие русского символизма и модерна, передаёт корреспондент 78.ru.
Неизвестное искусство. Эти картины писали художники, которые, объединившись, стали ведущей творческой силой страны. Собственно, это и есть Серебряный век отечественной живописи. Вот только именно эти работы участников движения «Мир искусства» едва ли кто видел последние сто лет.
Этих картин нет в музеях, они в принципе не предназначены для публики. В галерее удалось собрать работы, которые принадлежат коллекционерам. Так что, все вместе эти шедевры можно увидеть только один раз — после выставки они снова разъедутся по частным собраниям.
Позади кропотливая работа профессиональных антикваров — найти хозяев, провести переговоры с десятками коллекционеров, которые в большинстве своём хранят инкогнито: о владении такими ценностями обычно не принято распространяться.
— В одном месте это уже точно не окажется практически никогда. В этом вся уникальность выставки. Мы показываем, что всё это находится не где-то вдалеке, а совсем рядом. Показываем вещи, согретые любовью коллекционеров, — анонсирует мероприятие антиквар Игорь Полторак.
Исследователи движения «Мир искусства» с трепетом узнают знакомые штрихи. Несмотря на громкие имена — Серов, Бакст, Кустодиев, Рерих — эти картины ранее были недоступны для изучения.
— Очень многое об этом движении нам ещё неизвестно. Заслуга кружка «мирискусников» заключается в том, что они, тогда совсем молодые люди, сумели повернуть русское общество к новому искусству, — убеждён историк и писатель Феликс Лурье. — Коллекционеры очень часто спасают произведения искусства — они находят картины, которые иначе могли бы просто погибнуть, если бы не попали к ним.
Это словно Инстаграм вековой давности. Вот Царское Село основателя движения Александра Бенуа — картине ровно век, а петербургский пригород и сейчас такой же, а вот Кустодиев сделал молниеносный набросок — извозчик на фоне Мариинского театра.
— Вещь написана быстро — явно увидена глазами художника. Он её запечатлел не на фотоаппарат или на камеру мобильного телефона, а просто нарисовал на листочке в 1903 году, — объясняет Полторак.
Но главное здесь — неожиданные встречи картин, которые оказались разлучены. Последняя выставка, где целиком показывали этот диптих, прошла целый век назад.
— Одна находится в частном собрании в Петербурге, другая — в Москве. Обе эти работы были на выставке «Мира искусства», после чего оказались в разных городах. Но благодаря этой выставке теперь они висят на одной стене, — говорит Игорь Полторак.
Это вторая часть художественной трилогии, которая посвящена 120-летию движения «Мир искусства». До этого были портреты, впереди — театральные эскизы, а сейчас — жанровые и пейзажные работы. И не только картины, есть даже мебель и фарфор. Многосторонние «мирискусники» снова вместе.