Вы строили – мы разрушаем: кто восстановит памятник первостроителям Петербурга?

Мемориал первостроителям Петербурга — Шлютеру, Леблону, Трезини и Растрелли — сегодня просто тусклая гранитная арка с вырванными фрагментами. Более двадцати лет назад здесь побывали вандалы и с тех пор композицию так и не восстановили.
— На сегодняшний день памятник, на мой взгляд, очень хорошо и символично показывает отношение города к своей истории, к людям, которые эту историю создавали, поскольку это уже практически обезличенная гранитная плита, — отметила художетсвенный директор Центра Михаила Шемякина Ольга Сазонова.
Она напомнила, что там похоронены были и Трезини, и Шлютер, и Леблон — те люди, которым посвящён памятник.
— Всё это сейчас имеет очень плачевное и довольно-таки постыдное для города состояние, — сказала она.
Скульптор Михаил Шемякин и архитектор Вячеслав Бухаев открывали этот целый архитектурный ансамбль еще в октябре 1995 года. Массивные стул и стол с атрибутами зодчества в стиле 17 века, накладные барельефы, портрет Петра Великого, большой крест в арке — символическое «окно в Европу». Всё выполнено из бронзы. Отсутствие охраны тут же оценили охотники за цветным металлом. Первые детали пропали через несколько недель после открытия.
— Были утрачены все детали со стола. Подсвечник, различные детали, которые находились на столе, сам стол. Различные барельефы, которых было семь штук на самой стеле, рассказал директор государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев.
Несколько раз в городе собирались комиссии по восстановлению монумента, готовилась проектно-сметная документация, но дальше бумаг дело так и не пошло.
— Сложность заключалась в том, что этот памятник не находится в собственности Петербурга, и поэтому город не может использовать бюджетные средства на его реставрацию, — пояснил Тимофеев.

Официального хозяина у памятника нет и сегодня. Распоряжение об открытии подписывал мэр Анатолий Собчак. Сооружение, вроде бы, отходило на баланс Выборгскому району. Но в местной администрации заявляют, что необходимых документов они не получили до сих пор.
— Мы сейчас проводим работу, чтобы каким-то образом найти первоначальную техническую документацию по этому памятнику. Чтобы нам поставить этот памятник на учёт как имущество казны Санкт-Петербурга, необходима техническая документация. Новую изготовить мы не можем, потому что мы можем указать в ней только фактическое состояние памятника. Но в таком состоянии, в каком он на сегодняшний день, конечно, смысла в этом нет, — попытался разъяснить ситуацию начальник отдела районного хозяйства и благоустройства администрации Выборгского района Антон Полянский.

Взять памятник под своё крыло и на свою территорию, когда-то был готов соседний Сампсониевский собор. Но скульптор Михаил Шемякин на это не соглашался. «Окно в Европу» требовало пространства и упираться в стену собора просто не могло.
Помочь восстановить памятник могли бы частные спонсоры. И такие находились. Но сразу умывали руки, когда узнавали, сколько на это придется потратить. Отливку новых элементов создатели памятника доверяли только американским специалистам и только из американской бронзы. Даже по курсу доллара прошлого десятилетия сумма выходила нешуточная.
Когда вопрос о реставрации поднимался в последний раз, авторы называли сумму в четверть миллиона долларов. В то время около девяти миллионов рублей, по нынешнему курсу — почти шестнадцать. Сегодня связь между создателями памятника и теми, кто должен им владеть, больше напоминает испорченный телефон. Необходимые документы в администрацию Выборгского района направляли и центр имени Михаила Шемякина и лично архитектор Вячеслав Бухаев. Но по неизвестным причинам до адресата они так и не дошли.