Гротеск и чёрный юмор: БДТ открыл сезон премьерой спектакля «Палачи» с Басилашвили
Владелец бара, который может не только налить, но еще и профессионально набросить веревку приговоренному к смертной казни. Олег Басилашвили предстал перед зрителями в новом образе. Премьера в БДТ — спектакль «Палачи» ставился специально под народного артиста СССР. Гротеск, черный юмор и человечность. Режиссёр уверен, что лучшей кандидатуры на главную роль не подобрать.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» — автор сценариев ко всем этим фильмам ирландский драматург Мартин Макдонах. Его художественную манеру смело можно сравнить с тарантиновской — смело, грубо, абсурдно. Последний текст автора «Палачи» — им открывает свой театральный сезон «Гоголь-центр» в Москве и Большой драматический театр в Петербурге. Главную роль в спектакле играет народный артист СССР Олег Басилашвили.
Для первой премьеры нового 102-го театрального сезона, к 100-летию театра и в год 85-летия ведущего актёра БДТ Олега Басилашвили был выбран текст одного из самых востребованных современных английских драматургов. Пьеса «Палачи», действие которой происходит в 1963 году, за год до последней смертной казни в Великобритании, принесла Мартину Макдонаху главную театральную награду Соединенного королевства — премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая новая пьеса». В фирменном авторском стиле — цинично, грубо и невероятно смешно режиссёр Николай Пинигин разглядел нежность.
— Для меня он человек нежный. Как Быков про Чехова говорил, что самые ужасные пошлые вещи пишет. Макдонах тоже самое. Когда его ставят брутально и жёстко, это не совсем правильно. Это такой черный юмор, но за этим стоит человечность, — пояснил режиссёр спектакля Николай Пинигин.
Чёрный юмор Макдонаха в спектакле вежливо преобразован в конфликт поколений. Люди военного времени, помнящие Нюрнбергский процесс и их дети — поклонники The Beatles, Элвиса Пресли, поколение, которое принесло миру либерализм и отмену смертной казни. Главный герой Гарри — знаменитость, палач, исправно выполняющий свою работу и внезапно оказавшийся не у дел.
— Для меня эта пьеса, хотя ничего такого в ней впрямую нет, это крах европейского либерализма, потому что там встретились люди военного поколения — палачи, которые в Нюрнберге вешали немцев, то есть это военное поколение. И их дети, которые выросли и стали слушать Битлз, Элвиса Пресли. И именно это поколение под давлением этого поколения была отменена смертная казнь. Со Средневековья идет серьезная традиция, исполняется свой долг. Были судебные ошибки, а все остальные были убийцы, подонки сериальные. Это большой вопрос. Для меня нет ответа, нужна смертная казнь или нет. Я не знаю, — рассказал Пинигин о спектакле.
Спектакль «Палачи» — первая за последние девять лет премьера с участием Олега Басилашвили. Народный артист СССР к журналистам не вышел, но режиссер, не впервые работающий с Олегом Валерьяновичем, рассказал о нюансах репетиций.
— Ему трудно было поначалу, потому что Макдонах и Олег Басилашвили — это другие берега, но кажется мы договорились обо всем, потому что он как человек старой школы во всем ищет свет и я тоже стараюсь это делать. Потому что какая разница, палач ты или не палач, ты прожил свою жизнь и оглядываешься на нее со своего возраста и думаешь, что это было? Он же не убийца, он служил честно. Мне кажется, это его роль, потому что там есть и гротеск и юмор и изменения пластические внутренние очень серьёзные, — поделился режиссёр подробностями работы с Басилашвили.
«Как в старые времена, я буду по ним скучать, буду по ним скучать» — слова Гарри в финале пьесы Макдонаха, когда палач и его помощник Сид пытаются избавиться от трупа, решен режиссёром лирично. Басилашвили пристально смотрит в зрительный зал. Свет гаснет. И каждый из сидящих в зрительном зале, конечно, понимает смысл сказанного однозначно — старые времена если и не прошли, то безвозвратно уходят.