Арктический вездеход: в Петербурге реставрируют технику из экспедиции Папанина
В Петербурге появится ещё один музей — власти задумались о создании Арктического музейно-выставочного и реставрационного центра на Васильевском острове. Дату открытия пока не называют. Но это не главное, главное — первые экспонаты уже есть, причём техника экспедиции самого Папанина, передаёт корреспондент 78.ru.
Действительно, четверть века об эти катки белые медведи точили свои когти и зубы. Впрочем, это не идёт ни в какое сравнение с тем, что сделала с этой техникой суровая северная природа и время. То что сейчас в принципе мы можем видеть этот вездеход даже в таком состоянии — настоящее чудо.
Вот так это «чудо техники» выглядело, когда его в прошлом году забирали на Большую землю. Рядом с проржавевшим остовом — три мешка запчастей, которые собирали по всей округе.
— Мы его на самом деле вовремя оттуда забрали, поскольку процесс разрушения имеет эффект нарастающей скорости. Он сначала лежит нормально, а потом с какого-то момента начинает быстро разрушаться. В очень сильно расслоенном состоянии находился металл, здесь хорошо видно — практически сланцевая ржавчина уже пошла. Вот здесь ещё хорошо видно, насколько проела ржавчина крылья вездехода, — рассказывает заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин.
Ржавчину аккуратно счистили, вездеход поставили на колёса. Кажется, ещё немного — и можно обратно на край земли. Такая задача не ставится, рубят полёт фантазии учёные. Максимально восстановленный из оригинальных запчастей артефакт эпохи своё за полярным кругом уже отъездил.
Вот на фоне вездехода полярник Папанин кормит медведя. Или вот, на этом самом вездеходе известный исследователь севера Отто Юльевич Шмидт произносит речь, 1 мая 1937 года. Сразу после этого полярников самолётами отправили прямо на льдину. Так появилась первая в мире дрейфующая станция.
— Её уникальность — девять месяцев работала в Арктике, прошла путь от северного полюса до Гренландии. И на всём протяжении были проведены самые разнообразные наблюдения. Выяснилось, что эти районы центральной части Арктики достаточно глубоководные. Было сделано много открытий самых разнообразных, в том числе гидрометеорологических, — делится директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Мария Дукальская.
Позже первую станцию практически полностью вывезли в Петербург — так появился музей Арктики и Антарктики. А вот технику забирать было слишком дорого, поэтому вездеходы и тракторы просто бросали. Теперь пришло время собирать.
— Основная идея, которую мы продвигаем, — это создание в Петербурге современного арктического музея — большого, красивого, интерактивного, — отмечает Филин.
Когда появится музей, пока неизвестно, но легендарный вездеход вместе с другими экспонатами обещают показать публике уже в следующем году.