«Каракатицы» на батарейках: следующим летом в Петербурге появятся экологичные катера

9 сент, 15:09
Ирина Синц
Эти прогулочные суда планируют полностью перевести с дизельной на электрическую тягу.
Фото: Zamir Usmanov/ globallookpress.com

Петербург станет первым городом в России, где появятся суда на батарейках. Соответствующее соглашение правительство города подписало с судоходной компанией, которая примет участие в пилотном проекте. На разработку решения нужен год, то есть уже следующим летом экологически чистые прогулочные катера должны отправиться в рейс.

На борту станет тише, других принципиальных изменений пассажиры не ощутят, заявил бизнесмен Андрей Кузнецов. Компания уже закупила два судна типа «Каракатица», которые планируют полностью перевести с дизельной на электрическую тягу. По словам предпринимателя, делается это не только в целях экономии, но и для улучшения экологии в историческом центре города. Теперь перед компанией встала задачка по физике.

— Мы сейчас закладываем не более 2-х часов до подзарядки, потому что длительность основного маршрута по рекам и каналам чуть больше часа. Поэтому мы делаем небольшой запас до двух часов и соответственно скорость дозарядки. Мы пока планируем до 15 минут на то время, пока идет высадка и посадка новых пассажиров, — пояснил гендиректор «Астра Марин» Андрей Кузнецов.

Петербургские реки и каналы представляют собой закрытую систему, и поэтому загазованный воздух никуда не уходит. А вибрации от двигателей разрушают набережные. Не говоря уже о том, что здесь стоит постоянный шум.

Фото: Zamir Usmanov/ globallookpress.com
— От выхлопов судов мы получаем около 8 процентов загрязнения атмосферного воздуха. Считается, что летом это сильно увеличивается, а зимой чуть меньше. Ночью тоже меньше, так как по Неве идут большие суда. Днем маленькие суда, зато их много очень. Таким образом получается, что загрязнение не прекращается ни днем ни ночью. Это плохо, ведь оно накапливается на набережных, проникает в дома вечером и утром. Если мы идем по городу и по набережным, мы ощущаем наличие смога. Тяжелого запаха от сгоревшей солярки от моторного топлива, — отметил руководитель Северо-Западного Зелёного креста Юрий Шевчук.

Две «Каракатицы» на батарейках начнут бороздить Мойку, Фонтанку и канал Грибоедова в следующем году. Соответствующий договор судоходная компания подписала с правительством Петербурга. Установить электродвигатели на суда не проблема. Как их заряжать — вот в чем вопрос, и его решение берет на себя город.

— С точки зрения автомобилей, электродвижение имеет определенную степень развития. Есть понимание, как это делается. Но применительно к судам это сложнее, потому что сами двигатели более энергоемкие и ограниченное количество для аккумуляторов по их ёмкости исходя из веса, — уточнил заместитель директора агентства внешнего транспорта Дмитрий Куклин.
Фото: Zamir Usmanov  globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/ globallookpress.com

Он добавил, что сейчас основным аспектом проработки является установка зарядных станций в том количестве, чтобы они позволяли за 15 минут восполнить заряд батареи для одного круга в течение полутора часов. Если в следующем году эксперимент пройдет удачно, Петербург станет первым городом России, где будут курсировать суда на электрических двигателях.

Для того, чтобы зарядить судно за 15 минут, требуется около 300 — 400 киловатт в час. Сейчас специалисты Ленэнерго и комитета по энергетике и инженерному обеспечению решают, можно ли выделить такие мощности в центре города. Другой вариант — передвижные станции, которые будут заряжаться на Октябрьской набережной или у Финского залива и подвозить электрическую энергию к туристическим судам.

Инновация позволит сократить эксплуатационные затраты, однако стоит один электродвигатель около полумиллиона рублей. Поэтому, по расчетам специалистов, окупится проект в течение десяти лет. Тем не менее, компания — первопроходец уже планирует пересадить на батарейки и другие суда. А правительство города будет продвигать передовую технологию в массы.



Другое по теме